В русской сказке «Царь-медведь» бычок просит Ивана-царевича и Марью-царевну зарезать его, сжечь, а пепел посеять на трех грядках. Из одной грядки вырастает яблоня, из другой – собака, из третьей – конь. В сказке «Хаврошечка» злая мачеха решает зарезать рябую корову, помогающую Хаврошечке выполнять всю домашнюю работу. Достаточно девушке влезть корове в одно ухо, а вылезти из другого, и вся работа оказывается уже сделанной. Из закопанных косточек коровы вырастает яблоня.
В «Сказке о молодильных яблоках и живой воде» волшебные яблоки, дарующие молодость, растут в саду богатырки Синеглазки, а под яблоней – колодец с живой водой. Баба Яга, направляющая героя к волшебному саду, дает ему наказ: «Три яблока сорви, а больше не бери». Сказка «Иван-царевич и серый волк» рассказывает о саде с золотой яблоней, который принадлежал царю. Жар-птица прилетала в сад и лакомилась золотыми плодами.
В сербском фольклоре тоже известен мотив о трех золотых яблоках. В сказании о сватовстве паши, девушка гордо отвечает сватам: «Кого хочет за любу взять – солнцеву сестрицу, месяцеву племянницу, денницыну посестриму!». Вынула 3 золотых яблока и подбросила их вверх; кинулись сваты ловить яблоки (яблоко у сербов служит эмблемою брачного союза), но ударили с неба 3 молнии… и поразили жениха и сватов».
В сербской мифологии есть упоминание о Дундере – персонаже, родственном громовнику Перуну. «Существует сербо-лужицкая поговорка о Дундере, храпящем в дикой яблоне, что, вероятно, связано с представлениями о раскатах грома; эпитет Перкунаса Ddundulis позволяет предположить и в Дундере ранний эпитет Перуна».
В Словакии девушки на св. Яна бросали свои веночки в воду, загадывая на замужество, или закидывали их на яблоню. В болгарских песнях жениха посылают через море за золотыми яблоками, которые охраняет дракон. В польском, белорусском и литовском фольклоре существует мотив дерева с золотыми яблоками, кожица которых мгновенно заживляет раны. Растет это дерево на стеклянной горе, на которой стоят золотые палаты.
Чешские виноградари ставили на холме или на дороге к винограднику для охраны урожая жердь, которую называли «гора». Жердь «была похожа на традиционный для весенних праздников «май», т. е. высокую жердь на верху которой был привязан освященный в церкви букетик цветов или злаков, а иногда (в южной Моравии) крест с тремя яблоками на его концах — символами плодородия».
Использованные материалы:
- А.Н. Афанасьев. Поэтические воззрения русского народа на природу;
- В. Пропп. Морфология «волшебной» сказки. Исторические корни волшебной сказки;
- Мифы народов мира, т. II;
- Н.Н. Грацианская. Чехи и словаки // Календарные обычаи и обряды стран зарубежной Европы.