Чудесная яблоня в индоевропейской традиции выступает атрибутом богинь судьбы, связанных с луной и  загробным миром.  «Три матери мира в ранних греческих и кельтских мифах всегда были тесно связаны с яблонями. Богиня стала хозяйкой райского сада и приветствовала героя Овейна, стоя рядом с яблоней, "которая является осью мира и центром жизни"».

В саге о Вольсунге жена поэта дает ему «яблоки Хель, т. е. дары богини царства мертвых, которые позволили ему жить под землей». Священный знак, скрытый в сердцевине яблока, объясняет почему «герои и поэты часто спускались в царство мертвых (матку), чтобы  познать тайны природы, а иногда и получить богатство». Б.Уокер упоминает книгу Лисмора, скопированную с более раннего материала, в которой три ирландских принца должны были жениться, чтобы познать судьбу. «Три жены олицетворяли Тройственную Богиню и ее священные яблони: одну в цвету, вторую – роняющую лепестки и третью – со спелыми плодами».

 

 

В греческой мифологии богиней судьбы, несущей возмездие, выступает Немесида, божество фригийского происхождения, дочь Ночи, известная также под именем Адрастеи («неотвратимой»). Богиня обрушивает свой гнев на преступивших закон. Статуя Немесиды в храме, посвященном ей в г. Рамнунте, которую Фидий изваял  из глыбы паросского мрамора, представляет богиню  увенчанной венком «с фигурами оленей и небольшими фигурами Победы. В руках же она держит: в одной – ветвь яблони, а в правой – чашу. На чаше изображены эфиопы».

Атрибутами Немесиды являлись весы, уздечка, плеть, крылья и колесница, запряженная грифонами. Р. Грейвс объясняет присутствие оленей на венке Немесиды тем, что олени являются знаком предстоящей царю-жрецу смерти: «Когда солнечный круг совершал полоборота, царь-жрец, находящийся на вершине своего величия, оказывается перед лицом смерти, о чем извещают олени Актеона на короне богини. Когда колесо совершает полный оборот, месть царя обрушивается на соперника, который занял его место. Плеть богини раньше использовалась в ритуальном бичевании, совершавшимся с целью получения хорошего урожая фруктов и зерновых, а яблоневая ветвь служила пропуском для царя в Элисиум».

Фотий (Lexicon) говоря о статуе  Немезиды Рамнусийской, сообщает, что « первоначально она была воздвигнута в форме Венеры, и поэтому держала ветвь яблони». В Афинах именно Афродиту называли старшей из богинь судьбы и сестрой эринний. Вспомним, что на островке Гесперийского озера, находилось святилище Афродиты, богини любви, и в мифах и иконографии постоянно подчеркивается связь богини с яблоками, следовательно с самой яблоней.

Павсаний, описывая статую Немесиды Рамнусийской, не смог объяснить, почему на чаше изображены эфиопы.  Одно из предположений состоит в том, что Океан являлся отцом Немесиды, а эфиопы жили на его берегах, хотя сам Павсаний  считал Океан не рекой, "а краем того моря, по которому плавают люди".

Возможно,  миф о  золотых яблоках Гесперид возник в результате отождествления обычных яблок с оранжевыми апельсинами -  «китайскими яблоками», потому что первоначально апельсины, завезенные португальцами,  выращивались на Иберийском полуострове. К тому же по-китайски «апельсин» означает «золото», и первоначально, вероятно, название этих фруктов звучало как  «золотые яблоки из Китая».

 

Использованные материалы:

  1. Барбара Уокер. Символы, сакралии, таинства;
  2. Павсаний. Описание Эллады, кн. I;
  3. Р. Грейвс. Мифы Древней Греции.