Шелковица в мифе о Северном и Южном созвездиях выступает как дерево центра, под которым встречаются северное созвездие  с южным. Под тутовым деревом играли в облавные шашки дух созвездия Бэйдоу («северный ковш»), имеющий власть над судьбой и смертью, и дух Наньдоу («южный ковш»), ведавший рождением.

Проситель за сына, который по предсказанию гадателя должен был прожить короткую жизнь, молча поставил перед ними вино и оленье мясо. Увлеченные игроки съели все и лишь потом заметили просителя. Бэйдоу - дух или группа духов Большой Медведицы -  решил отблагодарить просителя и поменял цифры жизни и смерти его сына в книге судеб.

В культе шелковицы самым главным была связь этого дерева с производством шелка. Из самых древних письменных источников следует, что тутовые деревья с древних времен росли по всему Китаю, и разведение шелковичных червей являлось исключительно женским занятием. В "Шань хай цзин" упоминается, что на горе Сюань растет громадная шелковица. У нее длинные листья, а ветви расположены в четыре яруса. Цветы этого дерева желтые, с красными прожилками и синими чашечками. «Это дерево называется «шелковицей прародительницы».

 

 

Разведением шелкопрядов, кормлением их листьями шелковицы занимались супруги и наложницы главы дома. Сама императрица после соблюдения поста  лично собирала тутовые листья. Об этом говорит и одно предание о ханьской императрице, которая «сама собирала листья и совершала жертвоприношения богу шелкопрядов». У императора и князей имелись специальные помещения – амбары на берегу реки для разведения.  Принцессу из рода Юя по имени Юань-юй считали  первой женщиной, начавшей кормить шелкопрядов. «Поэтому ныне, когда говорят о шелкопрядах, их считают девочками».  

Шелковичные черви стали символом благополучия и их использовали  для устранения зла и напасти и обеспечения благополучной «жизни» умерших в загробном мире.  Среди находок в курганах «с конца династии Чжоу и до династий Цинь и Хань встречались золотые и серебряные шелковичные черви».  В древних пещерных захоронениях были обнаруженны изготовленные из кости и камня муляжи шелковичных червей.  Все эти данные свидетельствуют о том, что уже в доисторические эпохи Инь и Чжоу зародились представления о магической силе тутовых деревьев и шелкопрядов.

Считалось, что у шелковичных червей конская голова, а их тело «нравится женщинам». Существовала  легенда о девушке, которая необдуманно пообещала коню выйти за него замуж, если тот отыщет ее пропавшего отца.  Конь доставил отца домой, но когда отец узнал о расположении коня к своей дочери, он в ярости застрелил коня, а его шкуру повесил на просушку во дворе. Однажды, когда девушка подошла к ней,  «шкура поднялась, обернулась вокруг девушки и унесла ее. Они вместе превратились в шелковичных червей и застряли в ветвях большого дерева».

В народной среде  почитали двух богов шелководства: девушку Матоунян (букв. «Девушка с Лошадиной Головой») и Бодхисаттву Ашвагхошу (букв. «Лошадиное Ржание»). Считалось, что шелкопряд «является одновременно конем и богом. Изначально он обладает сущностью дракона и относится к категории «лошадиных». Поэтому его и называют «червем-жеребцом». В комментариях к «Чжоу ли» говорится, что «в астрономии созвездие Дракона считается «конским шелкопрядом», а в сочинении Ло Юаня «Эр-я ю» под знаком «шелкопряд» говорится: «Поскольку у них вытянутые мордочки, они относятся к разряду лошадей».

 

Использованные материалы:

  1. Мифы народов мира, т. I;
  2. Исида Эйтиро. Мать Момотаро.