Дерево кишкану выступает как мировое – оно возвышается над бездной. Текст, содержащий сведения об этом дереве, сохранился в составе лечебного заговора на табличке из библиотеки Ашшурбанипала, восходящей, по крайней мере к 1700 г. до н.э. «В тексте говорится о трех божествах – Кахегале, Игихекале и Кенабду из Эриду, которые выкапывают дерево кишкану и извлекают из него заклинания бездны. Число божеств, видимо, не случайно: именно на три зоны по вертикали обычно делится мировое дерево, черты которого, таким образом, присущи кишкану. В ритуале говорится о движении заклинаний снизу, из бездны, откуда они поднимаются вместе с деревом".
Поскольку растет дерево кишкану в «устье двух рек» - сакральном месте «протекания наиболее чистой воды», показателен характер движения – снизу вверх, отражающий перемещение Энки между мирами: «Он – устроитель жизни на земле, но сам обитает под нею. Его движение приносит благо: «Я приближаюсь к небесам, и дождь льет с высоты» - в этом и заключалась цель заклинаний: вместе с выкапываемым деревом магически «поднять» чистую воду бездны к небесам, чтобы она пролилась очищающим дождем.
В мифе "Энки и Нинхурсаг", когда Энки, съев 8 растений, выращенных Нинхурсаг, заболевает восемью болезнями, и вылечить его может только Нинхурсаг, лиса интересуется тем, какое воздаяние она получит, если приведет богиню, которая в гневе скрылась в тайном убежище и никто кроме лисы не знает туда пути. "Бог Энлиль обещает ей построить в ее честь два города из тутового дерева и тем самым прославить ее имя".
В абхазском нартовском эпосе для того, чтобы победить великанов, засевших в крепости, герою Сасрыкве по совету Сатаней надо построить катапульту. Для этого ему надо использовать «семь стволов дубовых, и семь стволов шелковицы, и семь стволов ореха». Перечисление шелковицы вместе с такими мифологически значимыми деревьями как дуб и смоковница, свидетельствует о высоком статусе тутовника в древней Абхазии.
В монгольской мифологии творцами огня называются тутовое дерево и вяз. Вероятно, имеется в виду вытирание огня трением деревянных палочек из древесины этих деревьев. Кроме этих источников огня упоминаются гора и море, – вероятно, имеется в виду происхождение огня от вулканических извержений. В числе творцов огня входят также вершины гор Хангай-хана и Бурхату-хана.
Использованные материалы:
- В.В. Емельянов. Древний Шумер. Очерки культуры;
- Е.В. Антонова. Очерки культуры древних земледельцев Передней и Средней Азии;
- Ж. Дюмезиль Скифы и нарты;
- Мифы народов мира, т. II