Тевтонская традиция украшения елки возникла во времена празднования святок вместе со свечами, подарками и жертвенной свиньей с яблоком во рту. Но в ней прослеживаются и языческие элементы из Южной Европы. Жрецы Аттиса, называемые дендрофоры, т. е. "носители деревьев", ежегодно выбирали сосну в священной роще (pinea silva) для внесения изображения бога в храм. В обязанности дендрофора входило украшение дерева для жертвоприношения. Возможно, отсюда возникла традиция украшать рождественское дерево (елку) изображениями людей, например пряничными человечками".
Обычай же в России наряжать ель на новый год довольно молодой, заимствован Петром I у немцев и привился только в дворянской среде. В народной среде этот обычай не приживался вплоть до революции по той причине, что с елью связывались представления о мире мертвых. Зимнее солнцестояние было тем поворотным моментом года, когда «умирал» старый год и «рождался» новый. С перенесением этого смысла на рождение новой - пролетарской культуры – новогодняя елка пришла и в крестьянские дома.
В древнеирландском алфавите Beth-luis-nion («береза-рябина-ясень) все 13 согласных букв носили названия деревьев. «Каждая гласная, - пишет Р. Грейвс, - соответствовала четвертой части года: O (дрок) – весеннее равноденствие; U (вереск) – летний солнцеворот; E (тополь) – осеннее равноденствие, A (ель или пальма) – древо рождения, а I (тисс) – древо смерти, которому соответствовало зимнее солнцестояние. Такой порядок деревьев явно прочитывается в греческих и латинских мифах, а также в сакральных традициях всей Европы...».
Друиды посвящали ели 23 декабря, когда по их представлениям рождалось божественное дитя – дух плодородия.Древние греки считали ель символом надежды и использовали еловые ветви для предсказаний. Ель, пихта и пальма - все три дерева ассоциировались с деревом новорожденных. Ель часто смешивали с пихтой, еловая шишка служила символом фаллоса, а козлоного Пана изображали в колючем венке – еловом или пихтовом.
Известна священная еловая роща, которая принадлежала деревне, находившейся в окрестностях эстонского города Тарту. Когда возникала необходимость в дожде, «трое мужчин взбирались на высокие ели в священной роще. Один из них в подражание грому бил молотком по котелку или небольшому бочонку; второй в подражание молнии высекал искры из горящих головней, а третий – его называли «вызыватель дождя – разбрызгивал во все стороны воду из сосуда с помощью связки веток».
Использованные материалы:
- Барбара Уокер. Символы, сакралии, таинства;
- Р. Грейвс. Мифы Древней Греции;
- Дж. Д. Фрэзер. Золотая ветвь.