Ель — священное дерево германцев. Древние германцы почитали ель как воплощение "лесного духа" ещё в языческие времена. Во всей Северной Европе ель считалась домом могучего духа и  царем леса. Почитание этого дерева было настолько сильно, что лесорубы категорически отказывались его рубить."

Тевтонская традиция украшения елки возникла во времена празднования святок вместе со свечами, подарками и жертвенной свиньей с яблоком во рту. Но в ней прослеживаются и языческие элементы  из Южной Европы. Жрецы Аттиса, называемые дендрофоры, т. е. "носители деревьев", ежегодно выбирали сосну в священной роще (pinea silva) для внесения изображения бога в храм. В обязанности дендрофора входило украшение дерева для жертвоприношения. Возможно, отсюда возникла традиция украшать рождественское дерево (елку) изображениями людей, например пряничными человечками".

 

 

Обычай же в России наряжать ель на новый год довольно молодой,  заимствован Петром I у немцев и привился только в дворянской среде. В народной среде этот обычай не приживался вплоть до революции по той причине, что с елью связывались представления о мире мертвых. Зимнее солнцестояние было тем поворотным моментом года, когда «умирал» старый год и «рождался» новый. С перенесением этого смысла на   рождение новой  - пролетарской культуры – новогодняя елка пришла и в крестьянские дома.

Однако почитание ели как священного дерева было изначально не германское, а кельтское. У кельтов ель считалась обиталищем лесного божества. Они собирались в день солнцестояния перед самой могучей в лесу елью с дарами, которыми старались задобрить духа и получить его благословение на весь следующий год. Благодаря своим вечно зеленым ветвям ель считалась воплощением Древа Жизни.

В древнеирландском алфавите Beth-luis-nion («береза-рябина-ясень) все 13 согласных букв носили названия деревьев. «Каждая гласная, - пишет Р. Грейвс, - соответствовала четвертой части года: O (дрок) – весеннее равноденствие; U (вереск) – летний солнцеворот; E (тополь) – осеннее равноденствие, A (ель или пальма) – древо рождения, а I (тисс) – древо смерти, которому соответствовало зимнее солнцестояние. Такой порядок деревьев явно прочитывается в греческих и латинских мифах, а также в сакральных традициях всей Европы...».

Друиды посвящали ели 23 декабря, когда по их представлениям рождалось божественное дитя – дух плодородия.Древние греки считали ель символом надежды и использовали еловые ветви для предсказаний. Ель, пихта и пальма  - все три дерева ассоциировались с деревом новорожденных. Ель часто смешивали с пихтой, еловая шишка служила символом фаллоса, а козлоного Пана изображали в колючем венке – еловом или  пихтовом.

Известна священная еловая роща, которая  принадлежала деревне, находившейся в окрестностях эстонского города Тарту. Когда возникала необходимость в дожде, «трое мужчин взбирались на высокие ели в священной роще. Один из них в подражание грому бил молотком по котелку или небольшому бочонку; второй в подражание молнии высекал искры из горящих головней, а третий – его называли «вызыватель дождя – разбрызгивал во все стороны воду из сосуда с помощью связки веток».

Использованные материалы:

  1. Барбара Уокер. Символы, сакралии, таинства;
  2. Р. Грейвс. Мифы Древней Греции;
  3. Дж. Д. Фрэзер.  Золотая  ветвь.