Снисаренко поясняет: «Часть северо-восточного побережья Африки называлась страной афер, а ее жители аферами (народность данакиль). Это была одна из самых крупных перевалочных баз. Месопотамцы могли доставлять туда бахрейнский кедр. Те, кто перекупали кедр, называли его «деревом афер», им не было дела до того, где произрастало это дерево. Иудеи брали кедр на ливанских горах, поэтому упоминание дерева «гофер» явно свидетельствует в пользу шумерийского варианта легенды о потопе».
В Шумере, согласно Якобсену, кедр выступал материнским деревом. Оплакивание Думузи начиналось во время его праздника около священного кедра в храме Эанна в Уруке. Ритуал, связанный с культом Даму, тоже "начинался с погребальных плачей, исполнявшихся у священного кедрового дерева, произрастающего на огороженном участке храма Эанна в Уруке. …Этот священный кедр не только отмечал место рождения бога, но сам считался его матерью… Согласно бытовавшим представлениям, бог воплощал в себе живительный сок, дремлющий в тростниках и деревьях на протяжении сухого сезона, однако просыпающийся, к величайшему облегчению и радости земледельца, вместе с подъемом воды в реке». Даму считался «сыном» пашни Ураш и бога река Энки, потому что сок любого растения «берет начало от орошения речными водами, от Энки, увлажняющему пашню, и от Ураш...».
В одном из древних культовых текстов, посвященных бракосочетанию Думузи и Инанны кедр сравнивается с фаллосом жениха. Жалующейся красавице Инанне дается ответ на ее вопрос: "А я – мое лоно /... Мне, деве, кто его вспашет? Мое лоно – брошенное поле, / Мне, царице, кто на нем (пахотного) вола поставит? / - Великая госпожа, царь тебе его распашет, / Думузи, царь, тебе его распашет! / …От лона царя встает поднимающийся кедр, / Травы вокруг него поднимаются высоко, / Хлеба вокруг него поднимаются высоко, / … сады расцветают пышно с ним рядом".
Свадебный текст описывает подготовление в новогодье брачного ложа для Инаны и Думузи (в образе царя): "...Царь, будучи богом, пребудет с нею на нем. ...в день обряда.../ Траву альфа очистив кедровым благовонием, возложили они на постель госпожи, / накрыли постель для нее покрывалом… ".
Гильгамеш, желая увековечить свое имя, отправляется в сопровождении Энкиду и верных спутников Страну Живых, называемую также Страной срубленного кедра. В тексте не указывается в чем заключается намерение Гильгамеша, по-видимому, он хочет срубить драгоценные деревья и привезти их в Урук. По совету Энкиду Гильгамеш приносит в жертву богу солнца Уту пестрого козленка, так как именно Уту является владыкой и покровителем Страны срубленного кедра.
Страж кедрового леса, принадлежащего богам, – Хувава, живет в доме из кедра. Он воплощение ужаса: "Его зубы – зубы дракона! / Его лик – львиный лик! / Его глотка – потоп ревущий! / Его чело – жгучее пламя! Нет от него спасения!". Он наделен некими щупальцами-лучами ("лучами ужаса"), а в одном месте текста сказано: "Лик Хувавы подобен змее, свернувшейся в винограднике". Во время сражения Хувава "мечет в героев свои устрашающие лучи (или молнии), которые одновременно являются могучими священными кедрами; в них – таинственная жизненная сила чудовища. Спутники Гильгамеша один за другим срубают семь священных кедров и лишают Хуваву его лучей ужаса». Голову поверженного Хувавы Гильгамеш приносит Энлилю, который при виде ее приходит в необъяснимую ярость, укоряя героев за убийство. «Затем он распределяет таинственную силу блесков-лучей Хувавы между животными и явлениями природы».
Использованные материалы:
- А.Б. Снисаренко. Властители античных морей;
- С. Кремер. Ритуал священного брака;
- Т. Якобсен. Сокровища тьмы. История месопотамской религии
- Мариан Белицкий. Забытый мир шумеров.