Барбара Уокер указывает, что в кельтской мифологии ива считалась символом богини Арианрод ("Серебряное колесо"), одной из трех мифических королев Британии, почитавшейся одновременно и как девственница и как мать-земля. В "Триадах" она называется одной из трех блаженных (белых) леди Британии. Это – все та же ипостась Белой Богини, тройственной богини Луны. Грекам она была известна «как Гели или Ива. Гели – девственная форма Гекаты, охранявшая обитель муз, гору Геликон. Ее ивовый венок являлся космическим символом, связанным со звездами. Созвездие Большая Медведица... именовали Лигодесмой, т. е. «связанной ивой», потому что руки ее были перевиты ивовыми ветвями».
В валлийской мифологии Девятиликая Богиня Западных Райских Островов – Блодуведд («лицо-цветок») была создана богами Гвидионом и Масом из ракитника, луговой травы и цветов дуба. Блодуведд была связана как с Луной, так и со смертью (в аспекте Черной Луны). Ее священной птицей была сова, в которую она и была превращена богом Гвидионом, за измену богини молодому богу Ллеу с угрюмым лесным богом охоты, который убил Ллеу.
В Северной Европе связь ивы с колдуньями была так сильна, что «слова witch (колдунья, ведьма) и wicked (нечистый) произошли от одного древнего слова, обозначавшего иву, которое, кроме того, дало wicker (ветки для плетения)». Из веток березы, ясеня и ивы были сделаны «ведьминские помела»: «Береза нужна, потому что отгоняет злых духов, застревающих в метле, ясень – чтобы не утонуть... а ива – в честь богини Гекаты». Ведьмы Северного Бервика признавались королю Иакову I в том, что отправлялись в море на свои шабаши в корзинах, сплетенных из веток ивы.
Средневековые церковники утверждали, что ивы порождают змей и что «ведьмы, или «дочери Сатаны» уходили в ивовые заросли, чтобы отрекаться от Бога». Эти уничижительные замечания, относящиеся к иве, можно объяснить ее печально известной связью с Древней Богиней.
Ива – традиционные символ скорби и покинутости в любви. В Англии существовал даже обычай посылать ивовый венок оставленной девушке или парню по случаю вступления бывшей зазнобы в брак с кем-то другим. В Северной Англии для того, чтобы узнать своего суженого, девушка с ивовой веточкой или прутом в левой руке должна была, тайно выйдя из дома, трижды обежать вокруг ивы со словами: «Ты, кто будешь моим благоверным, приходи, возьмись за другой конец». В конце третьего круга ей явится призрак суженого, держащегося за другой конец прута.
Существовавшее в Англии мнение о том, что нехорошо сечь ребенка ивовым прутом, основывалось на наблюдении за довольно коротким сроке «жизни» ивы: считалось, что такая порка остановит рост ребенка. Нельзя было хлестать ивовыми прутьями и животных: считалось, что это причиняет им внутреннюю глубокую боль. В некоторых местностях Англии и поныне считается плохой приметой вносить в дом ивовые сережки. В Херефордшире, где их называют «гусятами», считалось, что внесенные в дом они навлекут несчастье на молодняк. В других местах, напротив, ивовые ветви любят приносить в дом поутру Первого мая – они предохраняют всех домочадцев от сглаза, особенно если их подарят друг другу.
Использованные материалы:
- Р. Грейвс. Белая Богиня;
- Барбара Уокер. Символы, сакралии, таинства;
- И. П. Сахаров. Русское народное чернокнижие;
- Кристина Хоул. Энциклопедия примет и суеверий.