Пользу, извлекаемую человеком из этой пальмы, трудно переоценить. Все части пальмы используются либо в строительных целях, либо в пищевых. Туземцы тихоокеанских островов строят из ее стволов жилища, а крышу кроют пальмовыми ветвями. Из сока соцветий делают алкогольный напиток, кокосовое молоко и мякоть ореха употребляют в пищу. Из высушенной мякоти – копры выжимают масло, которое идет на изготовление мыла, свечей и маргарина. Жмых скармливают скоту, из скорлупы кокоса делают посуду, а из упругих волокон оболочки ореха изготовляют канаты, плетут циновки и грубые ткани.
Не удивительно, что жители Восточной Африки из племени ваника почитают кокосовую пальму как мать - это дерево дает им жизнь и пропитание, как мать своему ребенку, поэтому «срубить кокосовую пальму приравнивается к матереубийству». На острове Ниас верили, что в каждом дереве живет дух, и если дерево срубали, этот дух, лишенный своего «дома», превращался в злобного демона. «Присев» на ветви кокосовой пальмы, он мог вызвать ее гибель, а «прицепившись» к опорному столбу жилища, - вызвать смерть всех детей, живущих в нем.
В Северной Индии кокосовые орехи считаются священными плодами и их называют плодами богини плодородия Шри (шрифала). Почитаясь символом плодородия, кокосовые орехи хранятся жрецами в святилищах. Их дают желающим забеременеть женщинам. По преданию, отведав орехов пальмы, некогда произраставшей в окрестностях Старого Калабара «могла понести любая бесплодная женщина».
У вемале, проживающих в Восточной Индонезии на о. Серам, существовал культ женской триады Мулуа Сатене, Рабие и Хаинувеле. Мулуа Сатене была богиней смерти, Рабие – богиней Луны, а в образе Хаинувеле отразилось представление о культурной героине, связанной с распространением и культивированием съедобных корнеплодов. Мифическая история юной Хаинувеле была призвана объяснить происхождение съедобных растений. Имя героини – Хаинувеле – означает «стебелек кокосового ореха», и ее происхождение миф связывает с первой кокосовой пальмой, посаженной неким Аметой ("черный").
Мифологические представления древних египтян связывали кокосовую пальму с итифаллическим богом Мином, культ которого получил распространение также и среди нубийцев. В этом случае на кокосовую пальму было перенесено «мужское начало, связанное с культом оплодотворения». С кокосовой пальмой был связан и бог Тот. В папирусе Салье дается не только характеристика пальмы, но и запись призыва к Тоту, свидетельствующая о том, что кокосовое молоко признавалось спасительным средством: «Ты огромная кокосовая пальма в шестьдесят локтей, на которой имеются орехи. Ядра есть в орехах и водой они напоены. Ты возьми воду отсюда. Приди, чтобы меня спасти, о молчаливый Тот!».
Возле храма Тота в Гермополе и поныне сохраняются остатки рощ кокосовых пальм. Кроме того, священным животным этого бога считались павианы, которые обычно изображались вместе с кокосовыми пальмами: «И павианы, и пальмы происходили из южных мест, а потому и изображались вместе», - заключает автор. Однако нелишне будет вспомнить, что три пятна на кокосе делали орех похожим на мордочку обезьяны, что и послужило основанием для его названия. С кокосовой пальмой связывались также представления о покровительстве и защите: «Недаром в древнейших наскальных изображениях под пальмой пасутся дикие животные».
Использованные материалы:
- Дж.Д. Фрэзер. Золотая ветвь;
- Мифы народов мира, т. II;
- .А. Померанцева. Эстетические основы искусства Древнего Египта.