Под священными дубами по всей Сирии белеют купола часовен - мнимых могил мусульманских святых. Часто можно видеть многочисленные лоскутки тканей, развешенные на нижних ветвях отдельно стоящих или окружающих часовни дубов: такие деревья считаются «населенными» духами, и лоскутки либо должны защитить путников от зловредных влияний, либо служат для испрошения исцеления владельца.

Дж. Фрэзер упоминает об одном  из таких вечнозеленых дубов, растущих на месте старого Бейрута: «Население вешает на него обрезки своей одежды, полагая, что этим можно излечиться от болезней. Один из его корней образует над землей дугу, и люди, страдающие ревматизмом или люмбаго, проползают под нею, чтобы получить исцеление. Беременные женщины проделывают то же самое в надежде на легкие роды. Двадцать первого сентября мужчины и женщины отдельно друг от друга всю ночь танцуют и поют у этого дерева».

Такие же каменные строения с белыми куполами в окружении рощиц разбросаны  и по всей Палестине. На вопрос о том, что это за здание, следует ответ, что это – «вели», т. е. предполагаемая могила святого. В действительности же эти «вели» «обозначают местонахождение древних ханаанских "высот"» со священными дубами и жертвенниками Ваала. Эти строения называют  "мазар" — скиния или "мукам" — место. Последнее  название является еврейским словом, которым в Библии именовали ханаанские "высоты" подлежащие разрушению  «на высоких горах и на холмах, и под всяким ветвистым деревом...» (Втор., 12,2).

 

 

В различных местах верхней долины Иордана имеются дубовые рощи и капища, посвященные Benat Ya`kóbдочерям Иакова»). Считается, что эти духи незримо обитают на этих деревьях. «Несомненно, в связи с этим верованием находится местный обычай хоронить под такими деревьями своих святых и так называемых пророков и воздвигать им "мазары" (святилища с куполообразной крышей). Все нехристианские секты полагают, что духи этих святых любят возвращаться на землю и особенно охотно посещают места их захоронений».

Пророчество Иезекииля подтверждает существование культа священных  дубов в Палестине: «И узнаете, что я господь, когда пораженные будут лежать между идолами своими вокруг жертвенников их, на всяком высоком холме, на всех вершинах гор и под всяким зеленеющим деревом, и под всяким ветвистым дубом, на том месте, где они приносили благовонные курения всем идолам своим» (Иез., 6, 13). Автор  позднейших пророчеств, приписываемых Исаии, гневно обличает  идолопоклонников: «...разжигаемые похотью к идолам под каждым ветвистым деревом, заколающие детей при ручьях, между расселинами скал...» (Ис., 57, 5). ...Отсюда как бы следует, что кровью убитых детей обмазывались священные дубы или, по крайней мере, кровь в той или иной форме приносилась этим дубам в жертву. ...Точно так же древние пруссы окропляли кровью жертвенных животных священный дуб в Ромове; а Лукан передает, что в священной роще друидов близ Марселя каждое дерево было омыто человеческой кровью". 

Похожий обряд жертвоприношения дубу, посвященному богу неба, совершали в Дагестане, только человеческую жертву заменяла жертва лошадьми. Свидетелями этого обряда были армянские послы, отправившиеся в 681-682 гг. к хазарам: «Кровь жертвенных животных лили на дерево, а в ветвях развешивали черепа и шкуры". В Гилгите (Дардистан) можно было срубить каменный дуб только после того, как ствол его будет обрызган кровью жертвенного животного. Существовало представление о мистической связи можжевельника с дикими козами, а каменного дуба – с домашними. «Жизнь деревьев и животных зависела друг от друга, дерево можно было срубить лишь после того, как зарежут козла и его кровью обрызжут ствол".

 

Использованные материалы:

  1. Дж. Д. Фрезэр. Фольклор в Ветхом Завете;
  2. Е.В. Антонова. Очерки культуры древних земледельцев Передней и Средней Азии.