Дуб был главным священным деревом у древних германцев. Он был посвящен богу грома Донару или Тунару, равнозначному норвежскому Тору.  Священный дуб неподалеку от Гейсмара в Гессене, который был срублен распространителем христианской веры Бонифацием в VIII в., «носил среди язычников имя дуба Юпитера, что по-старонемецки читалось: Donares eih – «дуб Донара».  У древних тевтонцев, также как у греков и италийцев, бог дуба был также богом грома, управлявшим «громом и молнией, ветром и дождем, хорошей погодой и урожаем».

О.М. Савельева пишет, что «обряд сожжения полена в очаге, который получил название Yule Oak в Англии и в скандинавских странах» ведет свое происхождение от белтейнских костров.  Рождественское полено, украшенное хвоей, плющем или омелой,  «по староанглийским обычаям должно было гореть не менее суток». Было принято «угощать» это полено пивом или элем. 

Дуб входил в число «Семи благородных деревьев» ирландского законодательства (шесть других – яблоня, черная ольха, береза, лесной орешник, остролист и ива). За срубание этих деревьев полагался штраф в размере одной коровы. Ирландские церкви назывались "dair-thech" или "дубовыми домами", что на древнем языке друидов значило "священная роща".

 

 

В законодательстве остроготов дуб  «хранил мир» и валить его запрещалось. Представление о том, что нехорошо и даже греховно спилить дуб, особенно такой, на котором растет омела, существовало на протяжении многих веков. Даже срезавшего одну  ветвь с дуба  ожидали, по всеобщему убеждению, болезнь, пожар или смерть. Поскольку дуб был священным деревом громовержца Тора, считалось, что в него никогда не попадает молния и под ним безопасно сидеть в грозу. Это ошибочное утверждение, так как дуб страдает от вспышек молнии «значительно чаще других деревьев», потому что его корневая система достигает «водоносных горизонтов и служит своеобразным заземлением».

Тем не менее устойчивым было убеждение, что дубовые ветви или желуди, хранимые в доме, предохраняли жилище от молнии. Если в дуб все же попадала молния, считалось, что его древесина приобретала дополнительные защитные свойства. Защищал дуб также от колдовства и злых сил.  Король Адальберт Кентский предпочел встретиться с блаженным Августином, христианским теологом,  под дубом, опасаясь колдовства со стороны последнего. Под священными ветвями дуба король чувствовал себя в безопасности от любых чар.

В древности, под одиноко стоящими дубами заключались браки. Эти деревья так и назывались «брачными дубами». Обычай этот был известен и русским старообрядцам. Церковь запретила этот обычай, но новобрачные после венчания спешили под свадебный дуб, чтобы покружиться вокруг него и вырезать на коре крест.

Желуди и чернильные орешки тоже имели свое место в народных верованиях. На одном листе  иногда можно увидеть сразу несколько орешков. Если разрезать орешек, то в нем окажется пустая камера с крошечной личинкой дубовой орехотвертки. Это маленькое насекомое откладывает яички на лист, а вышедшие из них личинки начинают выделять особое ростовое вещество, которое образует вокруг них так называемый галл (от лат. galla — чернильный орешек).  Свое название орешки получили по той причине, что в старину из них изготовляли чернила для письма.

Червяк или паук, найденные в чернильном орешке, - плохая примета. Первый означает для нашедшего нищету, второй – болезнь. Желуди носили при себе как амулет для сохранения молодости. Использовали желуди и для любовных гаданий: два желудя, названные именами соответствующей пары, бросали в таз с водой. Если желуди плавали вместе, свадьба была на мази, а если расплывались в стороны, то свадьба расстраивалась.

 

Использованные материалы:

  1. Барбара Уокер, Символы, сакралии, таинства;
  2. Кристина Хоул. Энциклопедия примет и суеверий;
  3. Н. Д. Сысоев. Встречи с природой.