Листья ясеня сложные, могут состоять от 7 до 13 листочков. Солнечные лучи свободно проникают сквозь ажурную листву и по этой причине ясень всегда выгладит светлым, не омрачненным тенью. Вероятно, именно это качество легло в основу русского названия этого дерева – ясень, от слова «ясный», «светлый». Латинское название «fraxinus» или «свет от камина», возможно, имеет переносный смысл - «свет знания», но просматривается и связь с камином, очагом, в котором поленья или вязанки ясеневых прутьев традиционно сжигали в новогоднюю ночь.
Ясень – Материнское Дерево и в древнейших мифах видна связь этого дерева именно с женским началом. Ясеневыми нимфами были скандинавские норны, ежедневно поливавшие листья ясеня водой из источника Урд. Объяснение материнскому характеру этого дерева надо искать в особенностях ясеня: весной он выделяет сладкий сок. Дерево выступает как «кормящая мать». Особенно этим характерен ясень белый, или манный, очень распространенный по всей южной половине Европы.
Наглядным образом связь ясеня с материнским, вскармливающим началом, проступает в шотландском обычае: «при рождении ребенка повивальная бабка помещала один конец зеленой ветки ясеня в огонь. И пока одна сторона ветки горела, с другой стороны капал сок, который бабка собирала и давала как пищу ребенку». Как видим, в Шотландии сохранялось первоначальное представление о ясене как предке по материнской линии.
Это же представление сохранялось и в скандинавских мифах, представляющих ясень матерью первого мужчины, получившего свое имя в ее честь – Аск («ясень»). После этого была сотворена ему в супруги из ивы (вар. ольхи) женщина Эмбля. Этих первых людей, которые в виде древесных прообразов, бездыханных и «лишенных судьбы», нашли лежащими на берегу три аса – Один, Лодур и Хёнир. Боги доделали их как людей, оживили, «наделили судьбой», и от них населился весь мир. Так описывает это событие «Старшая Эдда» в песне «Прорицание вёльвы». В «Младшей Эдде» создателями первой пары людей выступают «сыны Бора» - Один, Вили и Ве.
Ясень Иггдрасиль скандинавской мифологии выступает Мировым древом. Имя это означает «конь Одина», по второму имени Одина - Игг. Этот гигантский ясень соединял 9 миров, и 9 дней провисел пронзенный копьем Один на этом дереве. Мучительное испытание, которое претерпел Один, как считается, было его шаманской инициацией. Параллели ему можно найти в сибирском шаманизме, когда кандидат в шаманы претерпевал страшные страдания от того, что духи, инициировавшие его, разрезали его тело на мелкие кусочки, варили их в котле, отрезали голову и пр. Один заплатил за обретенную мудрость своим глазом.
Использованные материалы:
- В. И. Артамонов, Ясень, статья в журнале «Наука и жизнь». 1988. №9;
- Старшая Эдда.