В древнекитайской мифологии тростник считался одним из  сакральных растений. Именно тростника наряду с мочой и плевком боялся дух умершего – гуй. С целью отпугивания злых духов тростник привязывали к постели больного или к телу невесты, которая ехала в дом мужа. Двое святых отлавливали зловредных духов у врат духов, находившихся на северо-востоке между ветвей персикового дерева. Обнаружив злодея, они  связывали его тростниковой веревкой и отдавали на съедение тигру. Тростник и веревка из тростника как средство отпугивания злых духов возводятся к мифу о желтом предке (Хуанди), который и ввел обряд изгнания духов.

Первый  губной органчик из тростника изобрела Нюй-ва, создавшая из глины людей и имевшая вид полуженщины-полузмеи, иногда даже с головой быка. Она установила бракосочетания, ей поклонялись, чтобы избавиться от бесплодия и обрести потомство, в ее честь исполнялись танцы, по-видимому, эротического характера. Когда обвалилась часть небосвода, она зачинила дыру в небе, расплавив драгоценные камни. Борясь  с разлившимися водами, Нюй-ва тростниковой золой преградила путь разливу вод. Ее атрибутами кроме  тростникового органчика шэн были угольник – символ земли (квадрата), а также диск луны, который она держала  в руках.

 

 

В Древнем Китае было популярно гадание на тростнике: определяли сочетания непрерывных и прерванных прямых линий на стебле тростника и отыскивали такое же сочетание их и ответ в «Книге перемен».

Тростник («аси»), вишня (сакура), ива и  слива были символами Японии.  В мифах Япония носит название Асихара-но накацукуни («тростниковая равнина – срединная земля»). Миф о происхождении божеств гласит, что Амэ-но-токотати, второй из троицы 7 первых божеств, появился как побеги тростника в то время, когда земля в виде медузы (плавающего жира) плавала по морским волнам.

Пятый ками от сотворения мира, известный как «Вечно стоящий в небесах», материализовался из хаоса "словно побег тростника" и «превратился в бога, который предположительно олицетворяет Северный полюс небосвода». Крыши японских храмов, напоминающих древние рисохранилища,  «с балками из кедра и кипариса покрыты тростником». 

В ритуале кагура, совершавшимся перед северными дворцовыми воротами, « одна из завершающих его песен гласит: «На Равнине Неба… в гуще облаков жрец Накатоми мелким тростником небесным расщепленным изгнание скверны творит, молитвы творит – чтобы благодаря дню нынешнему – анаконая! – боги царственные наши добро возгласили». Эта песня определенно ассоциируется с текстом великого изгнания скверны в последний день луны: «И жрец великий… у небесного тростника верх отрежет, низ отсечет, на восемь иголок взявши, разрежет и возгласит слова заклятия небесного, заклятия грозного. Возгласит он их, и божества небесные, двери в небесных скалах, толкнув, распахнут… и слова те услышат». Тростник как средство изгнания скверны упоминается и в «Манъёсю». 

Использованные материалы:

  1. Мифы народов мира, т. I, II;
  2. Шицзин;
  3. Эдвин Крапп. Боги с небес;
  4. Л.М. Ермакова. Три типа ритуальных текстов древней Японии//Религии Древнего Востока.