У скандинавских и финских народов можжевельник считается священным деревом. В карельской обрядности сакральное значение можжевельника особенно ясно проступает в одном из магических способов прекращения лактации у кормящей матери. Основанием для отлучения ребенка от груди служило поверье, согласно которому ребенка можно было кормить до одного-полутора лет - т. е. в период соблюдения шести постов и не более. "Особенно следили, чтобы время кормления не захватило двух великих (предпасхальных) постов, так как считали, что в наказание за такой грех молоко могло превратиться в кровь". Чтобы добиться желаемого результата следовало отправиться на горку, поросшую можжевельником, приподнять из земли корни трех можжевеловых кустиков, окропить их грудным молоком и ногой снова втоптать их в землю. У вепсов также можжевельник (кадаг) был почитаемым деревом. У южных вепсов и в настоящее время можжевеловое дерево, стоящее на холме, в праздник Пасхи бывает увешано ленточками и к нему приносят жертвы. К этому же дереву, в первый весенний день выгона скота (23 апреля) рано утром после обхода своих дворов приходят мужчины - хозяева домов и разбивают о его ствол яйцо, которое здесь же съедают. Украшенное ленточками деревцо можжевельника ставят на могилу. Ветки можжевельника кладут в доме над дверью для охраны от злых духов, под подушку новобрачным, в колыбель к новорожденному, в подойник для защиты скота. У южных вепсов можжевеловая палка иногда заменяла крест на могиле. Они же, как и капшинские вепсы, сажали куст можжевельника на могиле крещеного ребенка или девушки и украшали его ленточками. У этих же групп вепсов можжевельник (иногда в сочетании с рябиной и черемухой) было принято сажать на древних, напоминающих по форме курганы, кладбищах (kämist, kömist), где, по преданиям, погребена чудь, причисляемая местными жителями к своим предкам. На Пасху можжевельник на таком кладбище украшали ленточками.
У коми, народа финно-угорской группы пахучий можжевеловый дым тоже считался лучшим очищающим и предохранительным средством от всевозможной скверны и порчи. Сразу после родов коми-зыряне окуривали женщину и ребенка дымом от можжевельника. При первом выгоне скота в число специальных обрядов входило окуривание животных можжевельником. К примеру, на р.Вымь в Егорий день приводили весь домашний скот к церкви и проводили его после молебна между двумя параллельными рядами костров, в пламя которых набрасывались ветки можжевельника. Оставшиеся ветки разносили по домам и втыкали под дверью хлева. Редуцированные элементы культа можжевельника и хвойных деревьев прослеживаются в обрядах коми, приуроченных к Большому четвергу на Пасхальной неделе. Утром на Большой четверг люди с песнями шли в лес, хвалили "грибы и ягоды" для будущего урожая и обламывали ветки можжевельника (вереста), сосновые верхушки и пихтовые ветки. Сосновые верхушки использовались в качестве мутовок, пихтовые ветки - горлыс использовались в качестве метелок для чистки печи. Можжевеловые и пихтовые ветки наделялись обереговой силой: можжевеловые, воткнутые над дверью, по представлению пермяков охраняют хозяев от болезней, сглаза и порчи. Горлыс во время грозы выносили к огороду, чтобы не пострадал дом и урожай от града. То, что ветви этих хвойных деревьев собирали в Большой четверг, подтверждает мнение Д.К.Зеленина о ритуальном снятии запрета на использование деревьев-"тотемов" в хозяйственных нуждах. Веточки можжевельника и рябины вешали на стене у входа в дом также в качестве одного из оберегов для защиты дома от колдунов. Четверговый "верест" помещали в хлев, считая его "спасательным деревом" для скота.
Однако у коми можжевельник служил не только очистительным и охранительным средством. Издавна была замечена связь этого хвойного деревца с погодой. Сысольские коми использовали можжевельник и калину в качестве метеорологического прибора. Для этой цели срубали в лесу деревце с большим, отходящим от ствола суком. Очистив ствол от ветвей, его привозили домой и следили: «Если на установленном в комнате стволе сучок начинал отходить от ствола, ожидалась плохая погода. Если же он приближался - к вёдру». Способность можжевелового сука предсказывать погоду была известна и русским людям, еще недавно называвших такой примитивный барометр "колдуном".
Можжевельник фигурирует и в христианских легендах, в частности как спаситель младенца Иисуса: когда посланцы царя Ирода почти настигли Марию с Иосифом, бегущих в Египет, Мария обратилась к окружающим деревьям с просьбой спрятать сына. Куст можжевельника тотчас раскрыл свои ветви и в них укрыли ребенка. В Эстонии с можжевельника запрещалось дpать лыко или делать колья, ибо это деpево Хpиста. Существовала легенда, что Хpистос под ним спасался во вpемя гpозы, а после подаpил кpестик на шишку. Тепеpь, если кто во вpемя гpада или гpозы под можжевельник спpячется, то молния его не тpонет. Эстонцы даже верили, что Иисус вознесся на небеса прямо с куста можжевельника. Это дерево упоминается уже в ветхозаветных преданиях. Так, Илия, спасавшийся от царицы Иезавели, прятался под кустом можжевельника, где его навещал и приносил пищу ангел. (Царств 29:4-7)
Использованные материалы:
- Ф.Р. Балонов. ARKEYTHOS, JUNIPERUS SP, Можжевельник: мифологические и ритуальные аспекты;
- Ю.Ю. Сурхаско. Семейные обряды и верования карел;
- Л.П.Азовская О верованиях вепсов;
- С.Ю.Королева Заветные деревья" и культ предков в традиционной культуре коми-пермяков;
- Н.Д. Конаков Приметы о погоде;
- Мифы народов мира,