В Болгарии 1 февраля проходил праздник Трифона Зарезана, покровителя урожая винограда. С этого дня начинали подрезать лозы. На празднике избирался «царь виноградника». Его увенчивали короной из виноградных лоз, и мужчины носили его на плечах или возили на передке телеги, совершая обход села. «В каждом доме участников процессии потчевали вином, а «царя» при этом еще и обливали вином». Некоторые исследователи полагают, что в основе этого праздника лежат пережитки культа фригийско-фракийского бога плодородия Сабазия, рассматривавшегося впоследствии как ипостась Диониса.
Распространению культа Диониса во Фракии пытался воспрепятствовать царь эдонов Ликург. Рея, во Фригии посвятившая Диониса в свои мистерии, была раздосадована этим и лишила Ликурга рассудка. В безумии, представляя себе, что рубит виноградную лозу, Ликург зарубил топором собственного сына Дрианта. После этого он «отрезал у трупа нос, уши, пальцы на руках и ногах, и вся фракийская земля стала бесплодной, придя в ужас от такого злодеяния. Дионис объявил, что только смерть Ликурга вернет земле плодородие, и царя отвели на гору Пангей, «где дикие звери разорвали его на части».
Исступленное служение Вакху охватило фракийских женщин. Вот как описывает Овидий ночные радения в честь Диониса: «Ночью Родопа звучит бряцанием меди звенящей. / Ночью покинула дом свой царица, готовится богу / Честь по обряду воздать; при ней - орудья радений. / На голове – виноград, свисает с левого бока / Шкура оленья, к плечу прислоняется тирс легковесный. / Вот устремилась в леса, толпой окруженная женщин, / Страшная Прокна...».
В нуристанской мифологии хозяйкой винограда выступает богиня растительности Крумай. Ее считали также хозяйкой гор, диких животных и распорядительницей дождя. Представляли Крумай либо в образе козы, либо в образе женщины с большими грудями, закинутыми за спину. Семь звезд Большой Медведицы считались ее дочерьми.
Страбон сообщает, что страна Ариана богата виноградом и производит много вина. «Рассказывают даже, что здесь нередко попадаются корни лозы, которые у основания могут охватить только двое людей, а виноградные грозди в два локтя».
Использованные материалы:
- А. Голан. Миф и символ;
- Л.В. Покровская. Земледельческая обрядность//Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы;
- Овидий. Мет. VI 287-597;
- Мифы народов мира, т. II;
- Страбон XI, X, 1-2.