Согласно мифу, «Изида, отведав гроздь винограда (космическая лоза — дерево жизни), забеременела и родила Гора». Любопытно, что само происхождение виноградной лозы было связано в Древнем Египте с глазами, как об этом следует из мифа: однажды Сет принес две шкатулки, в которых находились два ока Уаджет и, превратившись в огромного крокодила, улегся рядом охранять шкатулки. Анубису удалось ночью вскрыть шкатулки, забрать оба Ока и убежать.  Он захоронил их в другом месте, и они проросли, став виноградными лозами. По просьбе Исиды Анубис выстроил дворец для нее, и богиня поселилась рядом с захороненными глазами. Темные виноградные грозди обозначались как «глаза Гора». О Горе также говорилось, что «он в вине пьет кровь своего противника».

 Известно, что Исида была сестрой и супругой Осириса, зачавшей сына от умершего брата-супруга. Сестрой и супругой своего брата Шу, считалась и Тефнут, дочь бога Атума.  «Священный брак» Тефнут и Шу справлялся во время праздника возвращения Хатор-Тефнут из Нубии. В песнях Тефнут именуется «супругой прекрасного брата ее Шу», а последний – «прекрасным супругом Хатор».

 

 

Таким образом, «подобно “священным бракам” вавилонской, хеттской, греческой и иных богинь природы», и в Египте  грядущее  изобилие природы связывалось с браком богини Хатор-Тефнут.  Можно сделать вывод, что «в основе этого мифа лежали представления о смене времен года как результате ухода и нового возвращения женского божества природы». И символом этого божества была виноградная лоза. «Эти представления возникают еще в глубочайшей древности и на последующих ступенях общественного развития дают миф об умирающем и воскресающем боге».

В апокрифическом «Откровении Варуховом» прямо говорится, что «Деревом, которым Змей прельстил Еву, уговорив ее вкусить от плода и дать вкусить Адаму, была именно виноградная лоза». Удивительно, что  первым растением, которое нашел Ной, выбравшись из ковчега, было  как раз то, которое привело прародителей к грехопадению. Приведенный в замешательство, Ной два дня молился, вопрошая Бога, не разгневается ли Тот, если он посадит росток этой лозы. Посланный Богом ангел  передал слова Бога, успокоившие Ноя: «Встань и посади найденный тобой росток, и Я изменю его и обращу в добро».

Культура виноградной лозы на Востоке и в Египте очень стара - она обнаружена уже ок. 3000 г. до н.э. и называлась “эрпи”. Считалось, что урожай винограда зависел от бога виноградной лозы Шаи. С его образом связаны представления о довольстве, изобилии, богатстве. Впоследствии Шаи стал божеством судьбы, определяющим срок человеческой жизни. Еще один  образ, связанный с виноградом, - бог виноградного пресса Шесму. Он дает умершему вино в качестве сохраняющего жизнь напитка,  а грешникам он отрывает головы и давит их в своем прессе.

Плутарх пишет, что гелиопольские жрецы «никогда не вносили в свои храмы вино, ибо считали непристойным для тех, кто посвятил себя служению какому-либо богу, употреблять вино в то время, когда они находятся в непосредственной близости к своему Владыке и Царю». Он сообщает, что  вино стали пить только во времена  правления первого фараона XXVI династии - Псамметиха, , «а сначала его не пили и не совершали им возлияний как чем-то приятным богам; напротив вино считают кровью тех, кто некогда воевал с богами; когда они пали и смешались с землей, из них, якобы, произросла лоза. Поэтому пьянство делает людей Бешеными и безумными, словно они наполнились кровью предков. Эвдокс во второй книге «Описания земли» утверждает, что именно так об этом рассказывают жрецы».

 

Использованные материалы:

  1. И.В. Рак. Мифы Древнего Египта;
  2. М. Луркер. Египетский символизм;
  3. Мифы народов мира, т. II;
  4. М.Э. Матье. Избранные труды по мифологии и идеологии Древнего Египта;
  5. Ганс Бидерманн. Энциклопедия символов; 
  6. Плутарх Об Исиде и Осирисе, 6.
  7. Уоллис Бадж. Легенды о египетских богах.