Известно, что Исида была сестрой и супругой Осириса, зачавшей сына от умершего брата-супруга. Сестрой и супругой своего брата Шу, считалась и Тефнут, дочь бога Атума. «Священный брак» Тефнут и Шу справлялся во время праздника возвращения Хатор-Тефнут из Нубии. В песнях Тефнут именуется «супругой прекрасного брата ее Шу», а последний – «прекрасным супругом Хатор».
Таким образом, «подобно “священным бракам” вавилонской, хеттской, греческой и иных богинь природы», и в Египте грядущее изобилие природы связывалось с браком богини Хатор-Тефнут. Можно сделать вывод, что «в основе этого мифа лежали представления о смене времен года как результате ухода и нового возвращения женского божества природы». И символом этого божества была виноградная лоза. «Эти представления возникают еще в глубочайшей древности и на последующих ступенях общественного развития дают миф об умирающем и воскресающем боге».
В апокрифическом «Откровении Варуховом» прямо говорится, что «Деревом, которым Змей прельстил Еву, уговорив ее вкусить от плода и дать вкусить Адаму, была именно виноградная лоза». Удивительно, что первым растением, которое нашел Ной, выбравшись из ковчега, было как раз то, которое привело прародителей к грехопадению. Приведенный в замешательство, Ной два дня молился, вопрошая Бога, не разгневается ли Тот, если он посадит росток этой лозы. Посланный Богом ангел передал слова Бога, успокоившие Ноя: «Встань и посади найденный тобой росток, и Я изменю его и обращу в добро».
Культура виноградной лозы на Востоке и в Египте очень стара - она обнаружена уже ок. 3000 г. до н.э. и называлась “эрпи”. Считалось, что урожай винограда зависел от бога виноградной лозы Шаи. С его образом связаны представления о довольстве, изобилии, богатстве. Впоследствии Шаи стал божеством судьбы, определяющим срок человеческой жизни. Еще один образ, связанный с виноградом, - бог виноградного пресса Шесму. Он дает умершему вино в качестве сохраняющего жизнь напитка, а грешникам он отрывает головы и давит их в своем прессе.
Плутарх пишет, что гелиопольские жрецы «никогда не вносили в свои храмы вино, ибо считали непристойным для тех, кто посвятил себя служению какому-либо богу, употреблять вино в то время, когда они находятся в непосредственной близости к своему Владыке и Царю». Он сообщает, что вино стали пить только во времена правления первого фараона XXVI династии - Псамметиха, , «а сначала его не пили и не совершали им возлияний как чем-то приятным богам; напротив вино считают кровью тех, кто некогда воевал с богами; когда они пали и смешались с землей, из них, якобы, произросла лоза. Поэтому пьянство делает людей Бешеными и безумными, словно они наполнились кровью предков. Эвдокс во второй книге «Описания земли» утверждает, что именно так об этом рассказывают жрецы».
Использованные материалы:
- И.В. Рак. Мифы Древнего Египта;
- М. Луркер. Египетский символизм;
- Мифы народов мира, т. II;
- М.Э. Матье. Избранные труды по мифологии и идеологии Древнего Египта;
- Ганс Бидерманн. Энциклопедия символов;
- Плутарх Об Исиде и Осирисе, 6.
- Уоллис Бадж. Легенды о египетских богах.