Русское название лесного ореха – лещина, дано этому кустарнику по форме  листьев, напоминающей рыбу леща. В фольклоре сохранились следы почитания лесного ореха как священного дерева. В забайкальской сказке именно в ореховой ветке была заключена душа хозяина леса – медведя. По сюжету девушка просит привезти ей ветку орешника. Медведь предлагает на выбор брак или смерть за то, что сломали его орешник. Девушка соглашается на брак, и когда на голову медведя надевают венец, он превращается в пригожего парня.

Сказка, возможно, отражает в завуалированном виде «добывание» зятя из рода медведя, или даже зятя-жреца медвежьего культа. Медведь – представитель хтонических сил и  в сказке показательна связь орешника с загробным миром.

В России известны две  песенно-плясовые игры под названием «Ящер» и «Олень», сохранившие следы архаического культа. Тексты описывают Ящера, то сидящего  в «ореховом кусте», то на золотом стуле.  Если Ящер «сидит» в ореховом кусте, его поведение, как правило, пассивно, в других местах – активно: он «грызет (лущит) орехи. Смысловое действие заключается либо в вопросе хочет ли он жениться, либо в приказе поймать, схватить девицу, на которой Ящер должен жениться.

 

 

В Полесье игра «Ящер» в недавнем прошлом исполнялась взрослой молодежью, однако в настоящее время  в нее играют только дети. Примечательна эта игра тем, что играют в нее исключительно летом, когда на лугах много цветов.  На роль Ящера выбирается мальчик, которого усаживали на табурет, либо кочку. Девочки в веночках водят вокруг него хоровод, приговаривая: «Сядзи, сядзи, Ящер, …В ореховом кусьце, / Орешечки луща, / Бяри себе панну, / Которую хочешь...». Ящер набрасывает поочередно на каждую девочку платок и начинает кружиться с ней под песни, потом девочка с поцелуем отдает ему венок.

В конце игры девочки могут выкупить свои веночки у Ящера за поцелуй или пляску. Получив венок, девочка пляшет и поет: «Я свой венчик выплакала, / я свой венчик выплясала». Примечательно, что постоянным атрибутом Ящера являются  ореховый куст и орехи. «В славянских космогонических представлениях орех считается атрибутом (признаком) “громового божества”», который может выступать в ипостасях змея-дракона. Само разгрызание орехов Ящером несет двойную символическую нагрузку: ассоциируется с громовыми раскатами и указывает на «мужскую производящую силу, возбужденное (эротическое) мужское состояние».

Активная любовная энергия Ящера отражена в игровом действии: он может выступать в роли «жениха» всех присутствующих девушек, а то, что он заставляет скакать участниц игры, указывает на брачную символику. Слово «ящер» может быть синонимически сближено со словами «дракон» и «щур/пращур».  Если указанный антропоморфно-териоморфный персонаж носит имя «Ящур», то за ним «следует “искать” предка – щура/пращура, что косвенно подтверждается и вариантом игрового названия в форме имени собственного – Яша».Форма «Ящур» «могла возникнуть на основе сближений мифологических значений образов дракона (змея) и щура». 

 

Использованные материалы:

  1. Люсиченко И.В. Миф, ритуал и власть у восточных славян;
  2. Т.А. Бернштам. Следы архаических ритуалов и культов в русских молодежных играх «\Ящер» и «Олень» // Фольклор и этнография.