Связь лесного ореха с загробным миром и возрождением отчетливо проступает в существовавшем представлении о том, что «тени мертвых снова могут стать людьми, если они войдут в бобы, орехи или рыбу, которые будут съедены их будущими матерями».
В скандинавских и тевтонских верованиях лесной орех был посвящен громовержцу Тору, вооруженному громобойным молотом, и Одину. С орехом связывались представления о плодородии, нашедшие отражение в скандинавском фольклоре: корова, которую погоняли ореховым прутом, давала обильные удои.
Наравне с ясенем древесина орешника широко использовалась для изготовления магических орудий - жезлов и посохов, а также для образования магической защиты: вокруг ограждаемой территории втыкались в землю ореховые прутики. Считалось, что внутрь не может проникнуть никакая магия извне. В Скандинавии, к примеру, ограждались площадки для поединков, чтобы никто из зрителей не мог магией повлиять на ход боя. В исландской «Саге об Эгиле», возникшей около 1229 года, сказано: «Местом суда было ровное поле, окруженное ветками из орешника. Между ветками была протянута веревка. Она называлась границей суда».
В литовской мифологии сохранился образ покровительницы леса и божества лесных орехов – Лаздоны (от lazda "ветвь"). Она представлялась украшенной ветвями орешника.
Известно, что у охотничьих народов кости представляли «первоисточник жизни как человека, так и животного, источник, из которого воспроизводится вид». В связи с этим представлением весьма примечателен тот факт, что кость могла быть заменена ореховым прутом. Так, «в одной армянской сказке охотник попадает на свадьбу духов леса. Приглашенный к пиршеству, он воздерживается от яств, но уносит с собой доставшееся ему ребро быка. Впоследствии, собирая все кости животного, чтобы оживить его, духи вынуждены заменить недостающее ребро ореховой веткой».
Использованные материалы:
- Кристина Хоул. Энциклопедия примет и суеверий;
- Исландские саги;
- Мифы народов мира, т. II;
- Мирча Элиаде. Шаманизм. Архаические техники экстаза.