Как «кормящее» дерево, лесной орех ассоциировался с богиней-Матерью. Ореховое «молочко», получающееся при растирании ядер орехов с небольшим количеством воды и обладающее большой питательной ценностью, могло заменять материнское молоко. В черкесском нартовском эпосе рассказана история женитьбы нарта Хымыща на дочери карликов испов. Оскорбленная дочь испов покидает мужа и новорожденного сына Пэтэрэза (осетин. Батраз, оставляя нартам следующий наказ: «Запомните, что сын мой не возьмет ничьей груди. Не поите его ни коровьим, ни овечьим, ни козьим молоком, а поите ореховым соком, он будет для него вместо материнского молока».
Шотландским детям, родившимся осенью, когда поспевают плоды орешника, «иногда в качестве первого питания давали ореховое молочко, что приносило здоровье и удачу. Если потом они не оправдывали ожиданий в смысле должного развития, их подкрепляли молочком, смешанным с медом». Во Франции считается, что год, урожайный на орехи, предвещает большую удачу детям.
Связан был орешник и с богом огня. В горных районах Шотландии для того чтобы предотвратить падеж скота, эпидемию, чуму, голод и прочие общественные катастрофы, огонь для ритуальных костров разжигался трением ореховых палочек. В сербском Драгачеве тоже использовали ореховые веточки для вытирания "живого огня", объясняя свой выбор тем, что дерево лесного ореха благословенно. В Великобритании огонь, заново добытый трением, называли «огнем на потребу», а в некоторых районах Швеции – бегущим огнем, потому что новое пламя разносили по всем домам прихода быстроногие бегуны.
Орешник считался священным деревом ведьм. Его древесина была известна как «ведьмин орех», поскольку магические жезлы традиционно вырезали именно из нее.
Использованные материалы:
- Нарты, кабардинский эпос;
- Кристина Хоул. Энциклопедия примет и суеверий;
- Барбара Уокер. Символы, сакралии, таинства.