Мирру получают из надрезов коры - это застывший древесный сок. Однако лучшим сортом мирры считалась "самоточная", та что сама вытекала из растения естественно, а та что собиралась из специально нанесенных надрезов считалась худшей. Теофраст писал: "Ветви этого дерева очень душисты. Чистая камедь ценится вдвое дороже серебра: смешанная в зависимости от количества подмены". В Элладу камедь поступала всегда в смешанном с каким-либо веществом виде.
Египтяне использовали мирру для мумифицирования, что в некоторой степени объясняет понимание ее как символа смерти. Евангелие от Матфея повествует о волхвах, пришедших поклониться новорожденному Иисусу и подаривших младенцу золото, ладан и смирну мирру: "мирра означала его грядущую смерть". Мирра же была поднесена Христу на кресте (Мк. 15:23). Высказывалось также предположение, что терновый венец Христа был также сплетен из колючих ветвей миррового дерева.
Впервые мирра или в русском переводе "смирна" упоминается в Библии в книге Исход глава XXX. 23: "Возьми себе самых лучших благовонных веществ: смирны самоточной пятьсот сиклей, корицы благовонной половину против того, двести пятьдесят, тростника благовонного двести пятьдесят, кассии пятьсот сиклей, по сиклю священному и масла оливкового пятьсот гин. И сделай из сего миро для священного помазания, масть составную, искусством составляющего масти: это будет миро для священного помазания".
Мирра часто упоминается в описании обрядов Адониса "спасителя" нехристианской традиции, отдавшего миру свою кровь. Обе матери - Адониса и Христа - были связаны с мирровым деревом: мать Адониса называли Миррой (мирровым деревом), а непорочную мать Христа ранние христиане именовали Миррой моря.
Адонис, божество умирающей и воскресающей растительности, родился, если верить преданию, от миррового дерева: после девятимесячной беременности кора дерева лопнула, и на свет появился прекрасный младенец. Согласно позднейшей версии Адониса родила Мирра, царская дочь, с которой собственный отец вступил в кровосмесительную связь. Боги превратили Мирру в дерево, из которого в положенный срок родился младенец. Д. Фрэзер предполагает, что возникновение этого мифа связано с использованием мирры в качестве благовония на празднике Адониса.
" С точки зрения древнего символизма рождения и смерти понятна и даже неизбежна двойная роль матери, дающей и отбирающей жизнь". Трех Марий у распятия называют также, как языческих жриц смерти - мироносицами (myrrhophores), т.е. носительницами мирры.
Мирровые деревья были доставлены в Египет из Пунта при царице Хатшепсут. Их высадили в роскошном парке около храма в Дейр-эль-Бахри.
Использованные материалы:
- М. Родионов. Голубая бусина на медной ладони;
- Барбара Уокер. Символы, сакралии, таинства:
- Дж Д. Фрэзер. Золотая ветвь.