Один из красивейших цветов, растущих на воде,  – розовый лотос (лат. Nelumbo nucifera) – был объектом поклонения и почитания на полуострове Индостан и в Шри-Ланке. Именно с этими краями связано появление  лотоса орехоносного у египтян и знакомство с этим царственным цветком европейцев. Даже родовое название  этого цветка на латыни - Nelumbo - взято от названия лотоса на языке сингалов в Шри-Ланке.

Большую роль в распространении лотоса в Юго-Восточной и Южной Азии сыграло разведение этого цветка как пищевого сырья. Корневища лотоса, богатые крахмалом, повсеместно  употребляли в пищу. Их варили и жарили,  подсушивали и перемалывали в муку, из которой готовили лепешки. Лотос орехоносный, в трудные времена спасавший людей от голода, и в настоящее время  входит в рацион беднейших слоев населения. Бенгальцы  уличая кого-нибудь  в хвастовстве, прибегают к образу лотоса: «Говорят, что живут хорошо, а у самих от корней лотоса даже зубы почернели». Именно в пищевой ценности лотоса, кроется одна из причин многовекового поклонения  этому розовому красавцу.

 

Лотосы цветут в реках со спокойным течением и богиня реки Ганга всегда изображалась стоящей на крокодиле  с цветком лотоса в руке. Вера в богиню-Лотос существовала в Индии еще до прихода ариев. Коренное население Индии поклонялось богине Падме (др.-инд. padma – «лотос»), символу воды и плодородия. Образ этой  доарийской богини был тесно связан с богиней Шри ("процветание", "изобилие", "счастье") – богиней плодородия и изобилия. Вероятно, это были две ипостаси одной и той же богини, потому что существовал миф, по которому богиня Шри возникла в самом начале творения, всплыв из первозданных вод на цветке лотоса.

С приходом ариев образы обеих доарийских богинь слились в образе супруги Вишну – Лакшми («счастье», «красота»). Теперь она появлялась из океана во время его пахтания богами и асурами, сидя на лотосе или с лотосом в руках. Ее называли "рожденная лотосом", "стоящая на лотосе", "окрашенная лотосом". В одном из храмовых медальонов богиня Шри изображена стоящей на лотосе. В окружении листьев и цветов она переплывает океан. Культ лотосовой богини плодородия (статуэтка обнажённой богини с цветком лотоса в волосах) широко распространён в земледельческих культах Индии. В I в. до н. э. появляются изображения лотосовой богини на лотосе со стоящими подле нее слонами, которые изливают на богиню и лотос воду из хоботов.

Одно из имен Лакшми – Локамата («мать мира») перекликается с  именем Матрипадма («мать-лотос»), чревом, породившем мир.  Как и в египетской мифологии древняя богиня лотоса была олицетворением «йони», поглотившем солнце, чтобы дать ему новую жизнь. В индийской космологии земля изображалась в виде семилепесткового лотоса: лепестки цветка олицетворяли материки. Восьмилепестковый лотос был символом богини Кали и означал возрождение.

Связь с лотосом прослеживается и в атрибутах  бога любви Камы, сына богини Лакшми и Вишну: на его знамени изображено фантастическое чудовище - Макара, представлявшееся с головой крокодила или слона с поднятым кверху хоботом, либо рыбы с открытой пастью. Существует предположение о "растительном" происхождении образа, основанное на том, что челюсти животного и язык с закрученным придатком обнаруживают сходство с корневищем и цветком лотоса. Другими словами, Макара служил зооморфным олицетворением лотоса – от корневища до цветка. Для речных богинь Нади-деватас макары служили опорой или ездовым животным.

 

Использованные материалы:

  1. Мифы народов мира, т. II.