В дионисийских оргиях, перенесенных в Тиррению, культ Диониса имел черты, характерные для культа оскопленного Аттиса. История появления этого культа в Тиррении связана, по словам Климента Александрийского, с самофракийскими мистериями, частью которых был культ фаллоса. По приведенному им рассказу о трех братьях Кабирах, двое из них оскопляют третьего, «помещают его стыд в корзинку и отвозят в Тиррению, уча тирренцев поклоняться «стыду» в корзинке». Климент отмечает, что «тут оскопленный Кабир считается Дионисом, отождествляемым многими с Аттисом».
В орфической традиции эти три кабира носили имена, отражающие их единство: Аксиер, Аксиокерса, Аксиокерс. Имена истолковывались следующим образом: «Аксиер – это Дий (одна из ипостасей Зевса), Аксиокерса – Персефона, а Аксиокерс – Дионис. Или: Аксиер – Деметра, Аксиокерса – Персефона, Аксиокерс – Аид-Дионис. То есть в первом случае – отец, дочь и сын, а во втором – мать, дочь, сын (и супруг дочери)».
По сведениям историка Николаоса из Дамаска (Якоби, Фрагменты древнегреческих историков, 52), в городе Ассессос в Малой Азии имели место похожие события: однажды в город прибыли два фригийца - Тоттес и Оннес. С ними был загадочный ларец, спасший осажденный город, после чего они основали в нем Кабирские мистерии.
На Крите раз в два года устраивался праздник, на котором разыгрывались все страсти Диониса. Участники «собственными зубами разрывали на куски живого быка и с безумными воплями скитались по лесам». Впереди шествия несли «ларец, в котором якобы хранилось сердце Диониса», и на всем пути процессию сопровождала какафония звуков, исторгаемых флейтами и кимвалами. Известно, что сохраненное и истолченное сердце Загрея было дано Семеле в напитке, выпив который, она зачала. Но по одному из вариантов мифа, сердце проглотил сам Зевс, после чего вступил в близость с Семелой, а рожденного до срока младенца зашил в свое бедро. Почти такой же рассказ известен из хеттской мифологии, где Кумарби откусывает гениталии Ану, проглатывая при этом часть семени, и из его бедра (!) рождается бог грозы.
В Греции известно несколько праздников в честь Диониса, один из которых, посвященный сбору винограда отмечался в Афинах. Название этого праздника - Oschophoria указывает на несение ветвей. В этот день двое юношей должны были пронести ветви виноградной лозы со спелыми гроздьями от святилища Диониса до храма Афины Скирады. После этого устраивались состязания бегунов, и победитель получал в награду напиток, смешанный из 5 компонентов.
В Спарте в честь Диониса во время великого праздника Карней, отмечавшегося в начале сентября, устраивались состязания юношей в беге. Называли этих юношей «staphilodromoi», что означает бегуны с гроздьями, и это название указывает на то, что этот обычай был каким-то образом связан со сбором винограда. Один из юношей, украсив голову лентами, бежал впереди прочих, провозглашая городу благословения. Если другие догоняли его – это был добрый знак, а если нет – дурной.
Интересный праздник, посвященный Дионису и описанный Павсанием, проходил в Пеллене. В этой местности находилось святилище Диониса Ламптера (Светоносного), в честь которого совершался праздник Ламптерии: «в это время в его храм ночью несут факелы, а по всему городу ставятся чаши с вином». Дионис тесно связан со светом и с огнем, о чем свидетельствуют его титулы pyrigenes и ignigena– «рожденный огнем». Связь с огнем особенно подчеркивается в празднике Диониса у бисалтов, фракийского племени в Македонии. Ночью во время праздника в огромном и прекрасном святилище Диониса «в знак обильного урожая, дарованного богами, вспыхивал яркий огонь. В случае же неурожая этот таинственный свет не был виден, и над святилищем, как всегда, нависала тьма».
Использованные материалы:
- Е. А. Тоpчинов Религии мира: опыт запредельного. Психотехника и трансперсональные состояния;
- Мартин Нильссон. Греческая народная религия:
- Павсаний. Описание Эллады, VII, 17, 1;
- Р. Грейвс. Мифы Древней Греции;
- Дж. Д. Фрэзер. Золотая ветвь.