В шумерской мифологии богинями урожая ячменя являются Нисаба и Нидаба, связанные кроме того с писцовым искусством. Имя Нисабы "первоначально звучало как Нин-ше ба ("госпожа ячменного рациона"). Сперва она олицетворяла жертвенный ячмень, затем – процесс учета этого ячменя. Клинописный знак, обозначающий ее имя, включает знак колоса. Позднее она представляется богиней писцового искусства, чисел, науки, архитектуры, астрономии. Засвидетельствована в списке богов Фары.

Нисаба  прославляется  как «мудрость Энки», как «та, что открывает людям уши».  т. е. дает им понимание, разум. В более древние, доарамейские, времена решение о судьбах людей, богов и мира принимал бог Энки. В Уре ежегодно проводилась новогодняя церемония, известная под названием "Путешествие (статуй богов) в город Эриду". Боги отправлялись к богу Энки  с целью получения прорицания судьбы.  В специальных кораблях-повозках, имеющихся во всех храмах, прибывали они на суд Энки.

 

Принятые богом судьбы Энки решения записывала на глиняные таблички богиня писцов Нисаба. Эта богиня урожая, ставшая личным писцом бога Энки,  считалась дочерью Ана, но в лагашском пантеоне выступала как дочь Энлиля и сестра Нингирсу.  Местами ее культа были города Умма и Лагаш. В Уруке она была известна как «госпожа дикой коровы». У нее был свой священный хлев, где стояли коза и корова богини. Все пропитание города Урука зависело от Нисабы и ее священных животных.

Считается, что на серебряной вазе царя Энметены предположительно изображена Нисаба. У богини распущенные волосы, ее голову  увенчивает рогатая тиара, украшенная колосьями,  из плеч растут злаки. В руке богиня держит плод финиковой пальмы. На найденной в Угарите пластинке из слоновой кости, возможно,  вырезано изображение Нисабы в виде женщины "с обнаженной грудью; шея ее украшена широкой цепью, на головном уборе – змея. В руках богиня держит связку колосьев. Справа и слева от нее стоят, вытянувшись на задних лапах, два рогатых чудовища...". Церен предполагает, что это  изображение планеты Венеры с двумя лунными серпами. В одной из надписей лагашского правителя Гудеа богиня Нисаба обещает ему передать приказ о начале строительства храма "через восход звезды", что, возможно,  позволяет связать Нисабу  с Венерой.

Еще одна шумерская богиня растительности – Нидаба -  является богиней трав, злаков и тростника. «Она воплощает самую сущность этих растений и их назначение; находится там, где они есть, и отсутствует там, где их нет, вне связи с этими растениями богиня не проявляет никакой активности и не обнаруживает никакой воли".  В гимне, обращенном этой богине, о ней говорится как о "пропитанье" для храма Экура, как о "питье" для храма Эанны; богиня прославляется в следующих строках гимна: "Нидаба, ты пиво ячменное - это более, нежели хлеб; / Нидаба ты - прочнейшее из оснований царственности/ .../ ...там, где ты  не хранишься в грудах, / не селятся люди, не строятся города…/ Нидаба, там где тебя нет поблизости, / загонов нет для скота, не строят овчарен / и не тешит сердца пастух тростниковой флейтой".

Становится ясно, что являясь сущностью тростника, применявшегося в качестве строительного материала, Нидаба участвует в переустройстве домов, а  сделанной из тростника палочкой, содействует процессу писания. Кроме того, Богиня находится в зерне, наполняющем храмовые закрома, и в хлебе, который  - "для поддержания жизни богов. Изобилием и достатком она обеспечивает прочность царствования. Возведение городов и дворцов, устойчивость правления, приношения богам, сооружение загонов для скота и даже нехитрое развлечение пастуха, наигрывающего на тростниковой дудочке, - все это зависит от присутствия богини, ее воли и власти вызывать злак и тростник к жизни, способствовать их росту и полному созреванию".

 

Использованные материалы:

  1. Мифы народов мира, т. II;
  2. Торкильд Якобсен. Сокровища тьмы. история месопотамской религии;
  3. Церен. Библейские холмы;
  4. В.Е.Емельянов. Древний Шумер. Очерки культуры.