Духа реки Хуанхэ Хэ-бо ("дядюшка реки") представляли с человечьим лицом и рыбьим туловищем. Впервые он упоминается в текстах 4 в. до н. э. Считалось, что он был человеком, который принимал снадобье, чтобы свободно плавать в реках и превратился в водяного духа. По другой версии он утонул и превратился в духа реки. Ездил по воде в колеснице, запряженной двумя драконами и в сопровождении еще двух драконов, окруженный девицами. В "В вопросах к небу" упоминается жена Хэ-бо – Ло-пинь. Там говорится, что стрелок И убил из лука Хэ-бо и женился на Ло-пинь. Согласно одной версии, он выбил стрелой один глаз у Хэ-бо, который резвился в реке, приняв облик белого дракона. В древности существовал обряд жертвоприношения (в жены) Хэ-бо красивейшей девушки.
Куй-Син ("первая звезда"), отождествлявшийся с первой звездой Большой медведицы, часто изображался стоящим на спине огромной рыбы. По легенде у него было безобразное лицо; не выдержав экзаменов, он бросился в море, но его спасла и вынесла на поверхность рыба.
Ао - в древнекитайской мифологии огромная рыба (или огромная черепаха) с человеческой головой, на спине которой стоят три священные горы. В отдельных случаях Духа Полярной звезды и покровителя экзаменов изображали как рыбу, иногда с человечьей головой. Чаще он изображался стоящим на черепахе Ао.
В поздней китайской мифологии божеством местности или деревни считался Туди-шэнь (туди - "земля", "господин земли"). Ему молились об урожае, о выздоровлении, благополучном путешествии. В новый год ему приносили в жертву ощипанную курицу и живую рыбу в сосуде.
В Древнем Китае рыба считалась символом счастья и изобилия, а рыба вместе с водой означала метафору сексуального удовольствия.
В 1972 г. на юге Китая в провинции Хунань на холме Мавандуй была раскопана гробница княгини Дай, скончавшейся в 168 г. до н.э. В гробнице была обнаружена картина на шелковом полотнище Т-образной формы, на которой в самом верху было изображено дерево с девятью солнцами (одно из них с силуэтом ворона) и лунный серп с лягушкой и кроликом. А в самом низу – обнаженный антропоморфный персонаж, руками поддерживающий верхние ярусы мира и стоящий на двух рыбах. Наличие отростков на носу рыб, расположение плавников и общий вид позволяет с наибольшей вероятностью идентифицировать их как туркестанских сомиков, обитавших в водоемах Южного Китая. Именно сом соотносится с нижним ярусом мироздания и в японской мифологической традиции.
По представлениям народа атаял, коренного населения Тайваня, земля лежит на подземном карпе, и содрогается, когда его кусает оса.
В японских космогонических сказаниях первые острова всплывали из морской бездны подобно рыбам. Существовало представление о гигантском соме номадзу, на спине которого, лежит земля. В варианте это было три кита. Движения сома или китов вызывали землетрясения.
Японская история повествует о том, что в правление императрицы Суйко (592-628) "напуганный бог грома превратился в маленькую рыбку, которая застряла меж ветвей дерева и которую потом зажарили".
По мифологическим представлениям айну земля лежит на спине форели; когда та шевелится, происходят землетрясения; форель глотает и изрыгает воду, вызывая приливы и отливы. Эта форель, живущая в глубоких озерах, есть "рыба – позвоночник мира"; ее движения вызывают не только землетрясения, но она также глотает людей и животных. В варианте океан с островами расположен на спине гигантского лосося. Когда он шевелится – происходят землетрясения, а в океане – приливы и отливы. Во время штормов лосось глотает суда, от этого они гибнут.
В корейской мифологии царь драконов Ёнван, живущий в подводном дворце, в брюхе повелительниц рыб, нашел волшебную жемчужину, исполнявшую любые желание своего владельца и ограждающую его от бед.
Использованные материалы:
- Мифы народов мира, т.I, II;
- В.В. Евсюков. Мифы о вселенной;
- Ганс Бидерманн. Энциклопедиа символов;
- Ю.Е. Березкин. Рыба и бык: зооморфная опора земли в фольклоре Евразии;
- Календарные обычаи и обряды народов Восточной Азии. Годовой цикл;
- Исида Эйитиро. Мать Момотаро.