Рыбы
Рыбы в мифологии
Рыбы в мифологии
В иранской мифологической картине мира гигантская благая рыба Кара обитала в мировой реке Рангхе, омывающей одну сторону мира и выступающей символом края света. Рыба охраняла мировое древо (дерево хом-хаома, всеисцеляющее дерево), растущее посреди озера Ворукаша. Другая гигантская рыба плавала в океане преисподней и несла на себе быка как опору мира. В бассейне Рангхи обитали «безголовые» племена.
У иранских народов и их соседей рыбы считались чистыми существами. Когда один кафир (неверный) выпустил из лука стрелу в небо, чтобы поразить бога, Рыба закрыла его своим телом. Жабры – это раны, оставленные стрелой.
Дравидийское народы являются аборигенным населением Индии. Вероятно, древние жители долины Инда представляли небо океаном или широкой рекой, в водах которой звезды "плавали" подобно рыбам. Этот вывод напрашивается при исследовании протоиндийских текстов: "Дравидийское слово min (рыба) ассоциировалось с понятием "звезда". ...шесть вертикальных черточек в сочетании с изображением рыбы означают "шесть звезд" (aru-min – старинное тамильское название созвездия Плеяд в ведийской системе накшатр). Семь вертикальных черточек со знаком рыбы означают "семь звезд" (elu-min – старинное тамильское название Большой Медведицы)".
В славянской мифологии рыба является опорой земли. Возникло это представление из отождествления неба с водной средой. В русских народных заговорах сохранилось это древнейшее определение неба как «окиан-моря». Отсюда становится понятной соотнесенность туч с рыбами, плавающими в этом небесном океане. А из представления о том, что небесный свод-океан окружает землю, возникло убеждение, что сама земля располагается на спинах огромных рыб. О том свидетельствуют старинные памятники: "...но как тучи, эти небесные водохранилища, олицетворялись в образе великанских рыб, то отсюда возникло верование, что земля основана на китах-рыбах". Раз мир стоит на спине колоссального кита, то находится объяснение и причине землетрясений: "...когда чудовище это, подавляемое тяжестью земного круга, поводит хвостом – то бывает землетрясение". Количество китов, подпирающих землю колеблется от четырех до семи и связывается с гибелью мира: "Иные утверждают, что исстари подпорою земли служили четыре кита, что один из них умер, и смерть его была причиною всемирного потопа и других переворотов во вселенной; когда же умрут и остальные три, в то время наступит кончина мира». В книжных версиях в качестве опоры указывается именно кит. Так, в «Голубиной книге» Мать-Сыра Земля покоится на Ките рыбе; когда Кит двинется, придет конец миру; в стихе о Федоре Тироне земля стоит на Тит-рыбе и Кытра-рыбе (при этом кытр – мамонт). По другим книжным сказаниям, земля держится на «великорыбии», на «огнеродном ките», на «змее» Елеафаме или на «железном столпе».
Рыба как водяное животное соотносится в древних представлениях с Нижним миром, однако общего наименования для рыбы в индоевропейских языках нет. Часть их (греческий, хеттский, армянский, литовский, латышский, прусский, тохарский А, индийский) образует название рыбы от общеиндоевропейской основы со значением "земля". В другой группе диалектов (кельтский, латинский, германский) "рыба" обозначается другим словом, очевидно, диалектным образованием, откуда лат. piscis, англ. fisk и т. д., сюда же относят и рус. пескарь, пискарь. Не только наименование рыбы различно в латинском и греческом, но и все термины, относящиеся к искусству рыбной ловли: названия сети, удочки, крючка, наживки образовались независимо. Различие наименований для рыбы, подтверждаемое другими доказательствами, говорит о том, "рыба стала пищей арийцев уже после лингвистического разделения". Следует отметить также, что тогда как греческое наименование рыбы не встречается в латинском языке, латинское наименование piscis вновь встречается в кельтском и тевтонском; это еще одно доказательство того, что окончательное разделение греков и латинян произошло раньше, чем разделение латинян с кельтами, или кельтов с тевтонами. Про рыбу в качестве пищи не упоминается в Ведах, и у Гомера она является лишь в виде исключения, и выражение «рыбоед» употребляется Геродотом как презрительное. "Вкус к рыбной ловле и искусство это развились, по-видимому, в эпоху, сравнительно позднейшую".(1) А.Н. Афанасьев приводит мнение Пикте о происхождении лат. piscis, гот. fisks, англос. fisc, сканд. fiskr, др.-нем. fisk, кельт. pysq, pesk от санскритского корня pis: pês-ire, pêsvara - подвижный, скорый, что вполне согласуется с быстротой и легкостью передвижения рыбы. Славянское же слово "рыба" произошло от санскр. корня rab, ramb или rabh, откуда rabhas - быстрота, беглость.
Вода - колыбель жизни, космическое лоно, из которого происходит Земля и на водах которого она покоится. Поэтому во многих мифологических системах существует представление о рыбе, на спине которой утверждена земля. Возможно, мотив рыбы как опоры земли в океане связан прежде всего с индийскими представлениями о мировой горе посреди океана. Гора в мифологических представлениях могла отождествляться с гигантским животным. О Гималаях, в частности, существовало представление как о спящем бегемоте (см. Бегемот в ветхозаветных преданиях); известны мотивы о горе-быке, горной цепи - окаменевшей оленьей упряжке и т. п. В мусульманской мифологии рыба также служит одной из опор земли: создав вселенную Аллах утвердил ее на голове ангела, но, поскольку ноги ангела висели в пустоте, Аллах велел принести из рая красный рубин и положить ему под ноги. Однако и для рубина нужно было основание. Для этого из рая привели фантастического по размерам быка, одни лишь рога которого доставали от основания земли до небесного свода. Между его лопатками и был помещен чудесный камень. Для поддержки быка Аллах сотворил огромное судно длиной в 550 лет пути, а его, в свою очередь, поставил на спину гигантской рыбы. Имя этой рыбы – Лабонадор.