Смоковница — библейское дpево познания добpа и зла: «И насадил Господь Бог рай... И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла». (Быт.2:8-9).

Присматривать за всеми «хорошими для пищи», т. е. плодовыми деревьями бог поручил Адаму: «И взял Господь Бог человека, и посадил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его». Однако при этом первому человеку было поставлено условие, нарушение которого грозило смертью: «И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть; А от дерева познания добра и зла, не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь».

Женщина, созданная в помощники первому мужчине, нарушила запрет и убедила Адама последовать ее примеру. Последствия этого проступка известны всем последователям иудейской, мусульманской и христианской религий. Для Адама же с Евой первым последствием было прозрение, вторым - использование фиговых листьев в качестве первой одежды, а третьим – изгнание из сада и переход от выращивания и ухода за плодовыми деревьями к изнурительному земледельческому труду.

 

 

В средневековой европейской традиции деревом познания добра и зла выступает яблоня, а запретным плодом - яблоко, хотя на всех произведениях искусства первые люди стыдливо прикрывают свои гениталии фиговыми листьями. У народов Палестины  древом познания добра и зла считалась  смоковница, инжировое дерево. В Мидраше об этом сказано: «чем первые люди согрешили, тем и воспользовались для прикрытия своего греха». В древнейшем из агадических мидрашей - Берешит Раба (15:7) приводятся слова Рабби Йоси по поводу спора из-за того, от какого дерева ели Адам с Евой: «смоковница это была».    

Смоковницы в изобилии росли в Палестине. Побережье Геннисаретского озера  и окрестности Тивериады, были знамениты своими смоковничными рощами. Вокруг деревень, ферм и усадьб Виффагии, Гефсимании, Вифании было много оливковых плантаций, смоковниц, пальм. Виффагия означает в переводе «Дом Смокв», на иврите — Бейт-Паги, также как Вифлеем – «Дом хлеба». Это может означать, что в Виффагии в древности находился религиозный центр поклонения   божеству, воплощенному в смоковнице.

Источник почтения к смоковнице, насыщенной млечным соком, дающей в пищу человеку свои сочные плоды и защищающую его от знойных лучей солнца, кроется в древнем культе древесных духов. Для древних евреев смоковница означала мир, процветание и множество:  «И жили Иуда и Израиль спокойно, каждый под виноградником своим и под смоковницею своею, от Дана до Вирсавии, во все дни Соломона» (3 Цар. 4:25). «…и радовался Израиль великой радостью. И сидел каждый под виноградником своим и под смоковницей своею, и никто не страшил их» (Маккавеев 13:41).

 

Использованные материалы:

  1. Библия.