Ценится плотная розовая или красновато-бурая древесина груши. Ее, в частности, применяют для изготовления музыкальных инструментов. Родина груши точно не установлена. Культивированная груша происходит, по-видимому, из Древней Греции (за 1000 лет до н. э.). Особенно много видов груши встречается на Кавказе и в Средней Азии.
Груша была священным деревом Геры, древнегреческой богини, сестры и супруги верховного олимпийского бога Зевса. Культ этой богини был распространен в Микенах, Аргосе, Тиринфе, Олимпии и на о. Самос, где в храме Геры Самосской хранился ее древний фетиш в виде доски. Самое древнее изваяние богини Геры в микенском храме было сделано из грушевого дерева.
Дикая груша – apidio, цветущая белыми цветами, была священным деревом луны, и именно благодаря культу этого дерева и его плодов Пелопоннес в древности носил название Апия («грушевый»). В конце мая, когда солнце находилось в созвездии Близнецов, на дереве завязывались плоды, и в восточном Средиземноморье начинался сезон мореплавания. Божественные близнецы Диоскуры были покровителями мореплавателей.
Мессенцы в случае победы посвящали свои щиты Богине Луны, подвешивая их на грушевое дерево. Во время второй мессенской войны, Диоскуры в отместку за вероломство двух мессенцев, явившихся перед спартанскими воинами в их образе и вероломно перебивших спартанцев, забрались на грушевое дерево с тем, чтобы похитить щит мессенского военачальника Аристомена.
«Грушевым деревом» именовалась богиня Афина. Когда Дедал сбросил со стены своего племянника, Афина превратила душу юноши в куропатку – Пердикс. Возле храма Афины в афинском акрополе был установлен алтарь Пердикс. Связь Афины с грушей и куропаткой объясняет загадочные слова одной рождественской песни - «куропатка на грушевом дереве». «Афинские жрецы исполняли танцы двигаясь, прихрамывая, подражая брачным танцам самцов куропаток, которые стремятся затмить соперников и завоевать внимание самки».
Использованные материалы:
- Р. Грейвс. Мифы Древней Греции;
- Барбара Уокер. Смиволы, сакралии, таинства.