Кидонское яблоко, или айва обыкновенная (Cydonia oblonga), было хорошо известно в древности. Древние греки относились к айве как к символу женского плодородия. Вкус этого плода – сладкий и одновременно вяжущий стал символом брака, в котором сладость любви может сопровождаться горечью измен и тяготами повседневности. Известно, что древнегреческий законодатель Солон издал закон, согласно которому новобрачная должна была съесть перед первой брачной ночью кидонское яблоко. Вкус плода должен был помочь ей постичь тайну брака.
Айва со временем превратилась в символ брака, однако старый обычай вручать невесте айву был весьма древним. «Жених плод не ел – свидетельство того, что обычай уходит корнями в древние времена, когда считалось, что только женщина способна к размножению».
У римлян айва в качестве символа любви и плодородия была посвящена богине Венере. Цветущую айву считали украшением сада и разводили для этой цели. Римлянам было известно несколько сортов этого дерева.
У древних евреев айва имела эротический смысл и на празднике Кущей в обряде лулав была заменена этрогом – родом лимона. (См. Мирт. Часть4). «В период реформации религии, которая имела место во время изгнания, иудеи разорвали, насколько могли, связи с оргиастическими ритуалами». Праздник Кущей вместе с другими праздниками в честь богини луны был заимствован иудеями, надо полагать, у ханаанеян. «Праздник начинался с первой новой луной года, в сезон айвы».
У персов в сасанидское время Новый год праздновался летом. Было принято ставить на новогодний стол семь ветвей различных деревьев, в числе которых обязательно была веточка айвы.
Узбеки использовали веточку айвы в поминальной обрядности. У зажженного светильника, который должен был гореть в течение 40 дней, держали большую пиалу, наполненную пресной водой. На края пиалы укладывали веточку айвы так, чтобы она не касалась воды. «Считалось, что дух умершего в первые сорок дней каждый вечер прилетает в образе ночной бабочки в свой дом... и садится на веточку айвы... Когда завершится чтение молитв, дух умершего якобы пьет воду и, радуясь тому, что его поминают, улетает обратно". Каждый вечер веточку айвы меняли, при этом старую выбрасывали в арык.
Использованные материалы:
- Барбара Уокер. Символы, сакралии, таинства;
- Р. Грейвс. Белая Богиня;
- Н.П. Лобачева. К истории календарных обрядов у земледельцев Средней Азии // Древние обряды, верования и культы народов Средней Азии;
- Б.Х. Карамышева. Архаическая символика в погребально-поминальной обрядности узбеков Ферганы // Древние обряды, верования и культы народов Средней Азии.