Миф называет то двенадцать, то тринадцать погибших женихов. Эти числа соответствуют количеству лунных месяцев, которых в году было попеременно то двенадцать, то тринадцать. Например, в Олимпии колесницы во время соревнований проходили по стадиону двенадцать кругов в честь луны-богини. Однако Эномай мог не беспокоиться за результат соревнования: лошади, впряженные в его колесницу, превосходили по быстроте всех остальных лошадей Греции, а возничим был Миртил, сын Гермеса, умело управлявший колесницей, и Эномай всегда выходил победителем, поражая очередного желающего взять в жены Гипподамию насмерть копьем.
Р. Грейвс объясняет нежелание Эномая выдать свою дочь замуж продолжавшей сохраняться на Пелопоннесе в среде местного крестьянства матрилинейности родства. Власть передавалась по материнской линии, и у Эномая оставалась дочь, брак с которой мог бы сохранить ему власть. Однако, как приверженец патриархальной идеологии, Эномай, сын Ареса, не мог позволить себе кровосмешения. Оставалось только препятствовать браку дочери: чем дольше Гипподамия оставалась незамужней, тем дольше жил ее царь-отец.
На горе Сипил Пелопс посвятил Темнейской Афродите изваяние, вырезанное из зеленого мирта. Богиня явно благоволила к нему, потому что когда Пелопс, прибыв на Пелопоннес, согласился принять участие в состязании колесниц за руку дочери Эномая, Гипподамия, влюбившаяся в него с первого взгляда, подговорила Миртила заменить металлическую чеку в колеснице ее отца на восковую.
Пелопс выиграл состязание и по наиболее распространенной версии мифа, сбросил Миртила после победы в море у Герейского мыса. С гибелью Миртила связывают происхождение названия Миртойского моря, простиравшегося от восточного побережья Пелопоннеса до островов Андрос, Тенедос и Парос.
По одному из вариантов мифа гибель Миртила объясняется его попыткой овладеть Гипподамией, когда Пелопс сошел с колесницы, чтобы принести Гипподамии по ее просьбе воды. Когда Гипподамия пожаловалась мужу, тот в гневе столкнул Миртила с колесницы. Падая, Миртил проклял весь род Пелопса. Р. Грейвс полагает, что в этом случае произошло слияние двух мифов: «всего в нескольких метрах к востоку от ипподрома, где проходили Истмийские игры, заместителя царя "Меликерта", в чью честь эти игры проводились, сбрасывали со скалы в море. Идентичная церемония, вероятно, совершалась у мыса Герест, где умер Миртил».
После смерти Миртил был превращен Гермесом в созвездие Возничего.
Использованные материалы:
- Мифология. Большой энциклопедический словарь;
- Р. Грейвс. Мифы Древней Греции.