Ель (лат. Pícea) - вечнозеленое хвойное дерево, достигающее высоты до 30 м. Живёт в среднем до 250—300 лет (иногда до 600). Латинское название предположительно происходит от лат. pix — смола, либо от picis — смолистое, живичное дерево. Еловые леса очень плотные, густые, тёмные. Нижние ветви нередко достигают земли и их  называют лапами: если присмотреться, они действительно похожи на лапы животного, особенно в заснеженном лесу. Ломаные ветви (использующиеся как настил) называют  лапником.

Ель – символизирует мужество, достоинство, верность, долголетие и соотносится с идеей вечной жизни. Все эти качества, приписываемые ели, придавали еловым ветвям характер оберега и апотропея. Мифологические представления о ели сохранились у восточных и западных славян. На Руси свадебный  каравай украшали столбиками-«елочками» из теста, использовали узор в елочку. На Украине в канун купальской ночи, чтобы уберечь скот от болезней,  еловые ветки втыкали перед воротами, перед хлевом, в стреху крыши и другие места. Поляки при первом удое молоко процеживали через еловые веточки, чтобы оно не испортилось. В Белоруссии при закладке дома освященные еловые ветки подкладывали под все четыре угла, чтобы предохранить его от грома. Там же, в целях  предохранения от грома и ветра, еловые ветки втыкали в крышу и в  стены, для сохранения от бури привязывали к яблоням, клали в подпол – «чтобы буря не тронула».

 

 

Однако ель была связана не только с идеей жизни, но и с представлением о смерти, и еловые ветви часто использовали в погребальной обрядности. "У старообрядческого согласия бегунов принято было прямо в лесу подкапывать корни большой ели, немного выворачивать ее из земли и в образовавшуюся яму класть тело умершего без гроба, а затем сажать ель на прежнее место, «яко будто век тут ничего не бывало». С этим согласуется олонецкое свидетельство о похоронах висельников между двумя елями, а также мотив похорон под елью в сербских эпических песнях. У западных, в меньшей степени у восточных славян ветви ели как вечно зеленого растения, гирлянды из нее и еловые венки — одно из самых распространенных украшений могилы".

Природные свойства ели – пахучесть, стройность, «неувядающая молодость», связывали это дерево с женским образом, причем добрачного возраста и...  бесплодным, ибо рождение детей, по существовавшим представлениям, могло осуществляться только в браке. По этой причине на могиле девушки или парня, умерших до брака, устанавливали срубленную ель или сажали елочку. В Белоруссии ель не сажали из опасения, что «в доме ничего не будет вестись», «ничего не будет родить ни в хлеву, ни дома». Особенно избегали держать ель у домов молодоженов, чтобы те не остались бездетными.

«Женская» природа ели, вероятно, обусловила запрет сажать и вообще иметь около дома ель, которая якобы «выживает» из дома мужчин. По верованиям сербов, если ель растет вблизи дома, в нем не будут рождаться мальчики. На Русском Севере не сажали ель у дома, опасаясь, что в противном случае «мужики не будут жить, умирать будут, одни вдовицы будут»".

На Руси след представления о ели, как о священном дереве, сохранился в легендах о явлении на елях чудотворных икон и о постройке часовен и церквей в местах, где росли такие ели. Вечнозеленое свойство еловой хвои объясняется в легенде вознаграждением, которое ель получила за то, что  укрыла Богородицу во время ее бегства с Христом в Египет (вариант: прятала за своими ветвями Христа от чумы).  Во владимирской быличке еловая ветвь, подвешенная во дворе, является местом обитания домового.

Считалось, что «дети лесных духов лежат в люльках, висящих на елях и соснах, а дети русалок — под елью. По елям черти водят проклятых и утащенных ими в лес детей, под ель леший укладывает спать заблудившихся детей. Один из популярных мотивов русской демонологии, связанных с елью, — счет хвоинок. Согласно быличкам, этим занимаются по поручению колдунов заброшенные к ним проклятые дети, а также черти, требующие себе работы у колдунов. Тот же мотив встречается и в заговорах от детской бессонницы (ср.: «Поди, заря, в лес, сядь на елку, считай себе иголки. Там тебе дело, там тебе работка. Моего дитятка сердечного знай не задевай»).

Использованные материалы:

  1. Т.А. Агапкина.  Ель.