С древних времен была известна ядовитость его семян, содержащих алкалоид таксин, парализующее действующий на сердце. Ядовита и кора, и хвоя дерева, причем эти свойства усиливаются с возрастом дерева. В средние века кубки из древесины тиса считались изысканным орудием убийства, поскольку вино в таком кубке пропитывалось ядами, и испивший его падал замертво. Шекспир в «Макбете» называет это дерево «дважды роковой тис» - ведьмы использовали его в своих колдовских смертельных снадобьях. Кельтские воины отравляли острия своих копий соком тисовых семян.
«Похоже, что латинское taxus (тис), - пишет Р. Грейвс, - связано с греческим toxon (лук) и toxicon (яд, которым смазывали стрелы). Древние ирландцы как будто пользовались ядовитой смесью ягод тиса, чемерицы и сивца». Тис не образует шишек, что необычно для большинства хвойных; вместо шишок развиваются одиночные семяпочки, одетые сочным присемянником (ариллусом). Этот присемянник, напоминающий ягоду, имеет сладкий вкус и неядовит. Его охотно склевывают птицы, которые разносят семена и тем самым способствуют распространению тиса.
Прочная, не подверженная гниению древесина тиса издревле использовалась для изготовления боевого оружия и хозяйственной утвари. Английские луки почти всегда вырезали из тиса (yew), древесина которого считалась идеальным материалом для этой цели. С помощью луков охотились, поэтому тис был также символом охоты. Представление о защитных свойствах тиса сохранилось в обычае изготовления на юго-востоке Европы крестиков из тисовой древесины для предохранения детей от сглаза и воздействия нечистой силы.
«Тисовая долина была обителью Одина в его зимнем облике бога смерти Ульфа. В саксонском руническом алфавите символ «coh» означал «тис», как и буква «I» (idho) в алфавите друидов». Друидический алфавит деревьев насчитывал пять гласных и тринадцать согласных букв, каждая из которых была названа каким-нибудь деревом или кустом. Пятая гласная буква «I» была названа именем тиса – idho, который считался деревом смерти во всех европейских странах. Друиды использовали венки из тиса для предсказания будущего. Существовала жреческая каста, известная как эбуровики – «люди тиса».
В Ирландии тис считался одним из «Пяти магических деревьев». Его называли «крепкое прямое божество», потому что у ирландских тисов форма кроны была вертикальной, в отличие от британских, ветви которых растут горизонтально. Тис называли также «гордость Банбы» - смертельной ипостаси ирландской Тройственной Богини. Как с буквой смерти, заставляющей колесо жизни делать полный оборот, с тисом связывались «магия познания и королевское колесо». «В качестве напоминания о неотвратимой судьбе каждый ирландский король носил брошь в виде колеса, которая переходила к его преемнику».
Связь тиса со смертью и одновременное использование его древесины в хозяйственных целях, явились причиной возникновения ирландского названия бочки для хранения вина «гробом для вина». Эта же связь тиса со смертью, завершением, окончательным разрывом проявилась в ирландском сказании о Наойсе и Деирде: тела любовников проткнули тисовыми кольями, чтобы навсегда разлучить их. Однако колья укоренились и проросли побегами, превратившись в деревья, ветви которых сплелись между собой. Возможно, это те самые тисы, которые сплетаются своими ветвями над Армагским собором.
Использованные материалы:
- Ганс Бидерманн. Энциклопедия символов;
- Барбара Уокер. Символы, сакралии, таинства;
- Р. Грейвс. Белая Богиня.