В японской культуре сосна считается "одним из трех друзей зимы, наряду с бамбуком и цветком сливы, и называется matsu-no-ke. На Новый год японцы раскладывают сосновые ветки вокруг своих дверей для привлечения удачи, поскольку сосна считается временным пристанищем богов, спускающихся на землю. В Японии верили в то, что при нисхождении на землю боги спускаются на верхушки сосен (и других высоких деревьев), растущих в горах, которые связывают землю с Такама-но хара - обиталищем богов на небе.
Сосна, кипарис и ива занимали особое место в обрядовой жизни корейцев. Особым почитанием пользовались сосна и кипарис – «с ними были связаны представления о королевских предках». С древних времен в Корее существовал обычай высаживать на могилах сосны и кипарисы, «чтобы придать духу умершему силу и тем самым спасти тело от разложения». Гробы изготовляли из сосновых досок с целью сохранения останков умершего, а поминальные дощечки – из кипариса. «Посох из сосны в траурных обрядах символизировал мать-землю» и «с его помощью шаманка (муданъ) прорицала и говорила от имени умершего. Сосна выступала не только как вместилище души, но и (в поэзии) как воплощение самого умершего».
В бурятской мифологической традиции известен культ родовых рощ и деревьев. Буряты верили в происхождение человеческого рода от дерева, в то, что существуют мать-дерево и отец-дерево. По поверьям, душа шамана обитала в сосне – шаманском дереве. «В эту же сосну должны были замуровываться кости шамана после его смерти».
Известно, что в разных культурах становление шамана происходило разными путями, но всегда избрание зависело от выбора духов-предков. Когда будущий хакасский шаман убеждался, что «духи предков-шаманов хотят видеть своим преемником именно его», он должен был совершить путешествие в иной мир, в страну предков, где его должны были наделить чудесной силой. «Дорога приводила его к горе, на вершине которой растет сосна. Только тот, кто вырежет на сосне знак, может стать истинным шаманом, поэтому путник заботился о том, чтобы украсить дерево и своей меткой». Пройдя все испытания опасного пути, кандидат добирался до страны предков, где проходил последнее испытание и становился шаманом.
Использованные материалы:
- Ганс Бидерманн. Энциклопедия символов:
- Мифы народов мира, т. II;
- Ю.В. Ионова. О культе деревьев в Корее // Мифы, культы, обряды народов зарубежной Азии:
- Л. Жуковская. Формы проявления культа природы в пантеоне и ритуалах ламаизма // Религия и мифология народов Восточной и Южной Азии;
- В.Н. Басилов. Избранники духов.