Сосна (лат. Pinus) – вечнозеленое хвойное дерево, достигающее высоты  до 50 м. Живет до 350—400 лет. Знаменита сосна своими целительными свойствами: с лечебной целью используют нераскрытые весенние почки сосны, хвою, живицу. Высушенная пыльца из цветущих желтых шишек сосны,  принимаемая 2—3 раза в день, предохраняет организм от преждевременного старения и удлиняет человеку жизнь. Как вечнозеленое дерево сосна считалась символом бессмертия.

Сосна символизировала многих богов-спасителей, включая Аттиса, Диониса и Осириса. Храм Осириса в Дендере «украшало изображение самого бога среди сосен». Обычно сосновые шишки «символизируют мужские половые органы», особенно если вместе с ними присутствует лотос. Ассирийцы часто изображали на орнаменте попеременно лотос и сосновую шишку, используя этот мотив как символ плодородия.

Несмотря на широкое распространение сосны в Европе, это дерево не играло существенной роли в народных верованиях. Скорее, на первый план выходила польза, извлекаемая из сосны: из ее смолы добывали (и добывают) сухоперегонный скипидар, сосновую сажу и вар, а также терпентин.  Однако в эпоху Возрождения сосновые шишки становятся излюбленным узором декора колонн, урн, гробниц и даже храмовых башен.

 

 

Греческая легенда связывает происхождение этого дерева с нимфой Питис, в которую был влюблен Пан. Северный ветер Борей из ревности превратил нимфу в сосну, которая и стала по ее имени называться Пинией. Прообразом этого легендарного дерева, несомненно, является средиземноморская сосна Пиния (Pinus pinea). С тех пор Пан носил сосновый венок на голове, и сосна с каменным дубом были посвященными ему деревьями. Сосновый венок Пана отмечен Овидием: "Раз возвращалась Сиринга с Ликея; / И увидал ее Пан и, сосною увенчан колючей, Молвил такие слова…".

Сосна относится к культу Меликерта-Палемона. Павсаний пишет, что в Коринфской области «росла сосна у самого морского берега и тут же стоял жертвенник Меликерта. Говорят, что к этому месту дельфин принес ребенка и что Сизиф, найдя его лежащим  (на берегу), похоронил на Истме и в честь его устроил Истмийские игры». Греческий миф повествует о каре, постигшей Афаманта: Гера наслала на него безумие, и он убил своего старшего сына, а его жена Ино, схватив младшего,  Меликерта, бросилась вместе с ним в море. Боги превратили ребенка в божественного помощника моряков, терпящих бедствие, по имени Палемон, его мать стала почитаться как богиня Левкотея. По одному из преданий, погибший Меликерт был перенесен дельфином на Коринфский перешеек, где ему воздали почести и в его честь учредили Истмийские игры.  Победителя Истмийских игр награждали сосновым венком.

В цикле мифов о героических подвигах Тесея, есть миф, повествующий о его встрече с разбойником Синисом, прозванным Питиокамптом («сгибатель сосен»). Павсаний пишет: «Есть в начале Истма (место), где разбойник Синис, взявшись за сосны, пригибал их книзу, и тех, кого он побеждал в бою, привязывал к этим соснам, а затем отпускал эти деревья; тогда каждая из сосен тянула привязанного за собой... привязанный (к деревьям) разрывался пополам. Таким же образом погиб и сам Синис от руки Тесея».

 

Использованные материалы:

  1. Барбара Уокер. Символы, сакралии, таинства;
  2. Овидий. Мет. I, 698-699;
  3. Павсаний. Описание Эллады, кн. II, кн. VIII.