Целительным сpедством освященная ива-веpба считалась y всех славян. Ею окypивали, pастеpтyю в поpошек пили (с можжевельником), пpикладывали в пpимочках. Hа веpбy пеpеносили болезни. Сеpбы вновь выyченный заговоp сначала пpоизносили "на веpбy", а потом yж наговаpивали на людей и скот. Так постyпали "чтобы заговоp так же легко пpинялся, как пpинимается веpба". Ивовые ветви упоминаются в  русском заговоре девицы от тоски: «...шли дщери Иродовы, несли в руках пруты ивовы, а шли они в мир кости сушить, тело знобить, недугами мучить».

Кора ивы была самым древним источником жаропонижающего средства – салициловой кислоты, которая и в наше время «благодаря ведьмам, которые не дали забыть данное Богиней лекарственное средство», используется в виде аспирина (ацетилсалициловой кислоты). Отвар ивовой коры ценился также и как важнейшее лекарственное средство от ревматизма. Поскольку ива растет во влажных местах, а ревматизм вызывается сыростью, подобное лечили подобным же. Ивовыми жгутами часто связывали расщепленные деревья, через которые пропускали больных грыжей или рахитом детей. Иногда для такого лечения использовали и саму иву, либо специально расщепленную, либо имевшую естественный проем.

 

 

Греческий бог врачевания Асклепий почитался спартанцам под именем Агнитас, потому что они вырезали его статую из ствола ивы вида Agnus castus, ветвистого кустарника, достигающего  до 4 м высоты. Своим названием (Agnus castus означает «непорочный агнец») этот кустарник обязан тому, что в средние века монахи пили настой из его плодов для подавления эротизма. Другое название этого ивового куста - Авраамово дерево.

Знаменитым был этот кустарник и  своими целительными свойствами. Диоскорид утверждал, что настой из его плодов излечивает водянку, индурацию селезенки и тестикул, воспаление матки, трещины в анусе, увеличивает отделение молока у кормящих женщин, способствует появлению регул, излечивает от укусов змей и насекомых и одновременно вызывает головные боли и сонливость.

Р. Грейвс пишет, что «горькое лекарство, которое приготовляли из ивовой коры, до сих пор применяется против ревматизма, которому вполне могли быть подвержены населявшие сырые равнины спартанцы». Афинские женщины украшали себя цветами Agnus castus в праздник богини плодородия Деметры – фесмофории, и стелили ветви этой ивы на свое ложе. Грейвс объясняет этот обряд стремлением «привлечь к себе духов в форме змей», т.е. стимулировать плодородие и делает следующий вывод: «Поэтому не исключено, что жрецы Асклепия  специализировались на лечении бесплодия».

Во Фтиотиде существовал культ Афины Итонии.  Итон («человек-ива») считался «воспитателем» Афины, и его имя  указывает на то, что «во Фтиотиде с Афиной был связан культ ивы».

Прометею после освобождения его Гераклом велено было носить ивовый венок. «Ношение им ивового венка, подтвержденное изображением на этрусском зеркале, говорит о том, что Прометей был принесен в жертву  Луне - богине Анат, Нейт или Афине. Возможно, первоначально его привязывали прутьями к жертвенному алтарю во время весеннего праздника, посвященного луне».

На одной из храмовых росписей в Дельфах изображен Орфей, держащей в левой руке кифару, а правой - касающийся ветвей ивы, к стволу которой он прислонился. "Эта роща, должно думать, посвящена богине Персефоне; в ней, как думает Гомер, растут тополя и ивы». В Одиссее: "Ты, Океан в корабле поперек переплывши, достигнешь / Низкого брега, где дико растет  Персефонии широкий/ Лес из ракит, свой теряющий плод, и из тополей черных". И в Колхиде кладбище, принадлежащее Кирке, располагалось под сенью ив: "Там трупы мужчин, завернутые в недубленые бычьи шкуры, выставлялись на вершинах ив на съедение птицам – колхи предавали земле только покойниц".

Использованные материалы:

  1. А.Н. Афанасьев. Поэтические воззрения славян на природу;
  2. Барбара Уокер. Символы, сакралии, таинства;
  3. Р. Грейвс. Мифы Древней Греции;
  4. Р. Грейвс. Белая Богиня;
  5. Павсаний. Описание Эллады, кн. X;
  6. Гомер. Одессея, X, 507-512.