По корейским представлениям ива наделялась чудесной, магической силой, способной возрождать природу и повышать плодородие почвы. В посевной период в Корее повсеместно устраивались качания на качелях, привязанных к ветвям ивы: ива «выступала как носительница женского производительного начала, и этот обряд должен был способствовать хорошему урожаю». Кроме того вплоть до конца XIX в. существовал священный ритуал добывания огня в период летнего солнцестояния  посредством трения двух ивовых палочек. Именно ива была тем деревом, которое использовали для безопасного перехода от жаркого к холодному сезону.

Миф о Чакчегоне, потомке первопредка Хогёна повествует о том, как  он отправился на запад, попал в подводный дворец царя драконов и по его просьбе убил старого лиса. После совершения этого подвига Чакчегон  получил в жены дочь царя драконов, который подарил  ему также  свинью и ивовый посох.  У корейцев изображение двух переплетенных между собой ветвей ивы служило символом нерасторжимой любви.

Ива вместе с тростником, вишней, и сливой является  символом Японии. Японцы считают иву деревом печали, слабости, нежности, девичьего изящества, спокойствия, потребности в постоянстве и coeдинeнии. Все грациозное и изящное японцы сравнивают с ветвями плакучей ивы.

 

 

Ива считалась божеством-покровителем айнов. Происхождение человека связывалось с ивой. По мифу айнов  бог Айона создал первого человека из прута ивы и земли. При рождении ребенка из ивы изготавливали особый талисман – инау, который охранял его в течение всей его жизни. У южных айнов ива считалась деревом-тотемом. У айнов о. Хоккайдо существует миф, объясняющий причину смертности человека: «Создатель посылает воробья к богу Неба спросить, как делать людей. Тот сказал, что из ивы, но вскоре передумал и послал выдру с приказом делать людей из камня. Выдра занялась ловлей рыбы и явилась позже воробья». Люди смертны потому, что сделаны из дерева. Омелу айны считали универсальным средством, но особенно эффективной считалась омела, растущая на иве.

Ульчи воспевали в своих легендах сказочное дерево  подоха мо – вид ивы. «Старики говорили, что подохо мо – шаманское дерево, «из которого выходили шаманы». Старшее поколение ульчей считало, что на ветвях этого дерева живут их родовые божества, тогда как в представлениях молодых ульчей на верхних сучках этого дерева жили духи-помощники шамана и птицы, их охраняющие. Одним из способов лечения беременных было изготовление хомутика (или веника( из девяти прутьев, на концах которых были изображены головки различных духов – хозяев хомутика.

Нанайцы (верховые) изготовляли фигурку аями, духа-помощника шамана, из дерева подоха (вид ивы), низовые – из тополя.   При рубке  следили, чтобы дерево  упало на  восток; запад считался стороной мертвых.

Северо-американский шаман использует ивовую палку в обряде исцеления больного. Эта палка устанавливается в изголовье больного, к  ее концу шаман прикрепляет  орлиное перо. Эту палку "заботливо охраняют от нечистых контактов. (Достаточно, чтобы до нее дотронулся койот или собака, и шаман заболеет или потеряет свои способности)".

Использованные материалы:

  1. Ю. В. Ионова. Пережитки тотемизма в религиозных обрядах Корей // Религия и мифология народов Восточной и Южной Азии.;
  2. Мифы народов мира, т. I;
  3. Ю.Березкин. Происхождение смерти - древнейший миф;
  4. А.В. Смоляк. Шаман: личность, функции, мировоззрение (народы Амура);
  5. Мирча Элиаде. Шаманизм Архаические техники экстаза.