Миф о Чакчегоне, потомке первопредка Хогёна повествует о том, как он отправился на запад, попал в подводный дворец царя драконов и по его просьбе убил старого лиса. После совершения этого подвига Чакчегон получил в жены дочь царя драконов, который подарил ему также свинью и ивовый посох. У корейцев изображение двух переплетенных между собой ветвей ивы служило символом нерасторжимой любви.
Ива вместе с тростником, вишней, и сливой является символом Японии. Японцы считают иву деревом печали, слабости, нежности, девичьего изящества, спокойствия, потребности в постоянстве и coeдинeнии. Все грациозное и изящное японцы сравнивают с ветвями плакучей ивы.
Ива считалась божеством-покровителем айнов. Происхождение человека связывалось с ивой. По мифу айнов бог Айона создал первого человека из прута ивы и земли. При рождении ребенка из ивы изготавливали особый талисман – инау, который охранял его в течение всей его жизни. У южных айнов ива считалась деревом-тотемом. У айнов о. Хоккайдо существует миф, объясняющий причину смертности человека: «Создатель посылает воробья к богу Неба спросить, как делать людей. Тот сказал, что из ивы, но вскоре передумал и послал выдру с приказом делать людей из камня. Выдра занялась ловлей рыбы и явилась позже воробья». Люди смертны потому, что сделаны из дерева. Омелу айны считали универсальным средством, но особенно эффективной считалась омела, растущая на иве.
Ульчи воспевали в своих легендах сказочное дерево подоха мо – вид ивы. «Старики говорили, что подохо мо – шаманское дерево, «из которого выходили шаманы». Старшее поколение ульчей считало, что на ветвях этого дерева живут их родовые божества, тогда как в представлениях молодых ульчей на верхних сучках этого дерева жили духи-помощники шамана и птицы, их охраняющие. Одним из способов лечения беременных было изготовление хомутика (или веника( из девяти прутьев, на концах которых были изображены головки различных духов – хозяев хомутика.
Нанайцы (верховые) изготовляли фигурку аями, духа-помощника шамана, из дерева подоха (вид ивы), низовые – из тополя. При рубке следили, чтобы дерево упало на восток; запад считался стороной мертвых.
Северо-американский шаман использует ивовую палку в обряде исцеления больного. Эта палка устанавливается в изголовье больного, к ее концу шаман прикрепляет орлиное перо. Эту палку "заботливо охраняют от нечистых контактов. (Достаточно, чтобы до нее дотронулся койот или собака, и шаман заболеет или потеряет свои способности)".
Использованные материалы:
- Ю. В. Ионова. Пережитки тотемизма в религиозных обрядах Корей // Религия и мифология народов Восточной и Южной Азии.;
- Мифы народов мира, т. I;
- Ю.Березкин. Происхождение смерти - древнейший миф;
- А.В. Смоляк. Шаман: личность, функции, мировоззрение (народы Амура);
- Мирча Элиаде. Шаманизм Архаические техники экстаза.