Ритуал требует, чтобы с места обращения к Тэнгри было видно открытое небо. Вокруг избранного дуба выкладывают фигуру в виде солнца с расходящимися лучами. «Особенности ритуала, связанные с многолетней цикличностью, известны только посвященным и сообщаются в преддверии очередного периода доверенными хранителями традиции, часто по женской линии». Древние роды караимов имеют свои, особо почитаемые «семейные» дубы. «Прикасаясь к ним, общаются с ушедшими поколениями предков. Считается, что общение с дубами дает силу, мужество и мудрость, помогает в трудных обстоятельствах, позволяя выбрать правильное решение».
Паломники оставляют у подножия дубов на кладбище-святилище свои посохи и уносят по горсти священной земли, которую хранят как талисман, берут с собой в дальние поездки, используют в похоронных обрядах. «Поклонение дубам — одна из сокровенных сторон древних верований крымских караимов. ...карай убеждены, что их судьба зависит от отношения к святыне». Почитатели получат вознаграждение, а проявивших неуважение к дубам постигнет кара. Осквернителей святынь ожидала национальная кровная месть. По древней традиции хотя бы раз в год караимы стремятся совершить паломничество к Священным Дубам и прикоснуться к стволу, загадав сокровенное желание. Считается, что Тенгри его исполнит.
Дорога к священным дубам родового кладбища называется Айрук йол — Святой путь. «По преданию корни дуба связаны с телами усопших, а душа умершего, прежде чем покинуть земной мир, 40 дней пребывала в листьях и ветвях кроны. С этой цифрой связывают принятые у ряда тюркских народов поминки сорокового дня». При различных значимых семейных событиях - свадьбе, похоронах, рождении ребенка - в первую очередь шли к дубам. «Так, в прошлом, во время свадьбы перед подъемом в крепость жених спешивался с коня, заходил на Балта Тиймэз и лишь после этого продолжал с друзьями путь».
Священным дубам поклонялись и гунны, и этот культ был у них одним из главных. По представлениям гуннов через дерево осуществлялась связь с Тэнгри, Богом Неба.
Память о связи древнетюркской богини Умай со священным дубом и его плодами сохранилась в ожерелье огаёк курдакско-саргатских татар. Ожерелье представляет собой круглые или чуть продолговатые бусины из красно-коричневого стекла "под сердолик", перемежающиеся через равное расстояние пластинами, так называемыми "листочками" с выгравированными на них арабесками. «Таких "листочков" могло быть от одного до пяти, в зависимости от стоимости ожерелья». Подвески на ожерелье, условно называемые "листиками", на самом деле представляют собой «желуди, плоды священного дуба, который является символом Великой Богини-Матери. ...Плоды же священного дуба богини Умай и их изображения способствовали плодородию, чадородию и одновременно охраняли от злых духов; это был женский амулет».
Западносибирские татары вбивали дубовый кол в могилу умершего колдуна или самоубийцы. Считалось, что в тело колдуна вселялся злой дух – убыр, вредящий людям. По ночам он выходил наружу и проглатывал облака, чем вызывал засуху. Кол можно было заменить иглой, которую следовало вонзить в ступню умершего.
Использованные материалы:
- Полканов Ю. А., Полканова А. Ю. Тюрки: Реликтовые особенности этнокультуры крымских караимов;
- Мифы народов. Мира, т. II.