Кельты почитали дуб священным деревом  и особым почитанием пользовался тот, на ветвях которого росла омела. В алфавите друидов дуб означал букву «D» (dui’r), которая олицетворяла власть и силу. Двери обычно делались из дуба как самого крепкого дерева, и  имя дуба в «Beth-Luis-Nion» - «Duir» во многих европейских языках означает «дверь». Дуб считался друидами «дверью» в иное измерение:  Геракл «богом стал через фригийское полено», что указывает на особенную святость огня, разожженного на дубовых поленьях, «открывающего» путь к богам.  В армянской мифологии жертвенник богу солнца называется «дверь Михра», что позволяет предположить разжигание огня на этом жертвеннике тоже на дубовых поленьях.  

Месяц дуба начинался 10 июня и заканчивался 7 июля. На этот месяц попадал день летнего солнцестояния  – 24 июня, когда  «царя-дуба сжигали заживо, принося его в жертву. Кельтский год был поделен надвое, и вторая половина начиналась в июле, очевидно, после семидневного оплакивания, или поминального пира в честь царя-дуба». Вторая половина года проходила под властью таниста, убившего царя-жреца, и вечнозеленый дуб, на котором появляются «кермесовые ягоды» (личинки кошенили), из которых греки получали ярко-красный краситель, считался его деревом.

 

 

Следующий, восьмой месяц, был месяцем падуба и в ирландских сказаниях именно из падуба была сделана дубинка Зеленого Рыцаря. «Он и сэр Гэвейн... заключают соглашение, что по очереди обезглавят друг друга в день середины зимы и середины лета». Таким образом, Зеленый Рыцарь выступает танистом царя дуба. В алфавите друидов падуб вытеснил кермесоносный или каменный дуб – вечнозеленого близнеца обыкновенного дуба. Из красных насекомых (кошенили), похожих на ягоды, которые кормились на его листьях, «в древности приготовляли царский пурпур и возбуждающий элексир».

Дуб управляет прибывающей частью года, тогда как вечнозеленый дуб – убывающей. Это – кровавый дуб. В Коринфе вечнозеленая дубовая роща была посвящена фуриям. «Dann или Tann (эквивалент Tinne) – кельтское слово, обозначающее священное дерево. В Галлии и Британии оно обозначало дуб... Таннус было имя галльского бога-громовержца, а Тина – бога-громовержца, вооруженного огненным трезубцем, культ которого этруски взяли у галльских племен, среди которых поселились».

Костер летнего Солнцестояния по традиции разжигался с помощью двух пород дерева — дуба и ели. «Такое сочетание древесных пород можно интерпретировать как символы бога и богини: дуб — это царь-солнце, а ель — богиня луны, а объединяет их стихия огня». Дуб символизировал поворотный момент года, когда летнее Солнце достигало вершины своего пути на севере и с этого времени начинало «спуск» к югу. Во время седьмого лунного месяца Дуба кельтские жрецы - друиды вырезали на дубе  круг, разделенный на четыре равные части (древний символ земли) — считалось, что он защитит дерево от молнии. Название «друид» еще Плиний связывал с греческим «drys» - т.е. дуб. А второй слог, как считают ученые, происходит от индоевропейского «wid» - т.е. знать. Вероятно, это название жрецов происходит от валлийского derwydd, или дубовый провидец. Друиды действительно были связаны с дубами – многие священные рощи были именно дубовыми.

Представление о дубе как о культовом предмете шло из давних установлений касты друидов. Г. Бейли указывает, что «листья дуба считались восьмидольными языками пламени – предположение, рожденное кельтским словом tan, которое означает не только «дуб», но и «огонь». Индоевропейцы ежегодно зажигали священный огонь путем трения двух кусков дубовой древесины, в некоторых странах с этой целью вращали колесо вокруг дубовой оси до тех пор, пока она не загорится.

 

Использованные материалы:

  1. Р. Грейвс. Мифы Древней Греции;
  2. Р. Грейвс. Белая Богиня;
  3. Полин Кампанелли Возвращение языческих традиций;
  4. Г. Бейли. Забытый язык символов.