В храме Геры в Олимпии «в заднем помещении храма одна из 2-х стоящих там колонн – дубовая». Дуб и сосна были посвящены Рее-Кибеле. Дочь Дриопа («дубовидный»), нимфа Дриопа родила от Гермеса Пана, которому был посвящен каменный дуб и сосна. Священная дубовая роща принадлежала Деметре. Когда Эрисихтон приказал срубить дуб в роще Деметры, из него заструилась кровь. Нимфа, умирая, предрекла возмездие осквернителю, наделив его ощущением неутолимого голода.
Дуб в мифологических представлениях древних греков выступал Мировым древом, крона которого находилась на небе, а корни достигали преисподней. В сказании о путешествии аргонавтов в Колхиду за золотым руном, которое висело в роще Ареса на верхушке дуба, подножие дерева охранял недремлющий дракон. По совету Медеи Ясон совершает жертвоприношение Гекате, малоазийской богине земли, моря и неба, которая у греков превратилась в богиню подземного мира, призраков и волшебства. Явившаяся на призыв Геката, имела устрашающий облик: «всю кругом ее обвивали страх наводящие змеи, ветвями увенчаны дуба».
В Беотии справлялись праздники под названием Малые и Большие Дедалии. В древности дедалами называли деревянные изображения. Жители Платеи раз в несколько лет – 6 или 7 – справляли Малые Дедалии. Для праздника отправлялись в дубовый лес с кусками мяса для ворон и раскидывали их вокруг. Внимательно следили за тем, на какое дерево усядется ворона, держащая в клюве пожертвованную ей пищу. Это дерево срубали и вырезали из него куклу, которую обряжали невестой, усаживали на телегу и в сопровождении играющей на свирелях и танцующей толпы привозили на берег реки Асопа, после чего возвращали обратно в город.
Павсаний сообщает, что «праздник, который они называют Малыми Дедалами, платейцы справляют только одни. Праздник же Великих Дедалов вместе с ними справляют и все беотийцы. Они бывают один раз в шестьдесят лет». К этому времени у них скапливается 14 дедалов, изготовлявшихся из года в год для Малых Дедалий. Затем процессия с представителями от всех городов, принимающих участие в празднике, отправляется на вершину горы Киферон, где устраивается жертвенник из четырехугольных брусьев, уложенных друг на друга до определенной высоты. Внутрь набрасывается хворост. Каждый город приносит за себя жертву: корову для Геры и быка для Зевса. Туши животных наполняют вином и фимиамом и сжигают их вместе с дедалами на огне жертвенника. «Вместе с этими жертвами огонь охватывает и самый жертвенник и его уничтожает».
Гарольд Бейли в своей книге «Забытый язык символов» пишет, что "корень «ак» был самым ранним произношением английского слова «оук» (oak) – «дуб»", и "вероятно, когда-то означал «огромный», «великий» или «могучий». ...Кастор и Поллукс… назывались в Греции Анакес. У финикийцев слово «анак» означало «князь», и по-гречески анакс значит «князь». …дуб был посвящен Юпитеру и когда-то почитался как величайшее и сильнейшее из деревьев". Связь Диоскуров (Кастора и Поллукса) с дубом проступает и в эпизоде угона ими спорного скота у Идаса и Линкея: братья стали ждать возвращения своих соперников, спрятавшись в дупло дуба.
Использованные материалы:
- Р. Грейвс. Мифы Древней Греции;
- Павсаний. Описание Эллады, кн. V; IX;
- Овидий. Метаморфозы, V;
- Мифы народов мира, т. II;
- Аполлоний Родосский, Аргонавтика, III.