Ясень  скандинавской мифологии соединяет небо, землю и подземное царство, проходя через девять миров. Главное святилище богов, место их встреч, где «боги вершат свой суд», находилось у ясеня Иггдрасиль: «Тот ясень больше и прекраснее всех деревьев. Сучья его простерты над миром и поднимаются выше неба. Три корня поддерживают дерево, и далеко расходятся эти корни. Один корень – у асов, другой – у инеистых великанов, там, где прежде была Мировая Бездна. Третий же тянется к Нифльхейму, и под этим корнем – поток Кипящий Котел, и снизу подгрызает этот корень дракон Нидхёгг. А под тем корнем, что протянулся к инеистым великанам, - источник Мимира, в котором сокрыты знание и мудрость».

Самым священным почитался  источник, который находился «под тем корнем ясеня, что на небе. ...имя ему Урд. Там место судбища богов». Три норны – Урд, Верданди и Скульд - живут в прекрасном чертоге под ясенем и каждый день поливают ясень водой из источника, «чтоб не засохли и не зачахли его ветви. ...В ветвях ясеня живет орел, обладающий великой мудростью. А меж глаз у него сидит ястреб Ведрфёльнир. Белка по имени Грызозуб снует вверх и вниз по ясеню и переносит бранные слова, которыми осыпают друг друга орел и дракон Нидхёгг. Четыре оленя бегают среди ветвей ясеня и объедают его листву. ... И нет числа змеям, что живут в потоке Кипящий Котел вместе с Нидхёггом».

 

 

Четыре оленя объедают листву ясеня на среднем уровне, а на высшем – на небе, листья съедают  олень Эйктюрмир и коза Хейдрун, стоящие  на крыше Вальхаллы («чертог убитых»), жилища  павших в бою храбрых воинов (эйнхериев). Росу, выпадающую на землю, когда норны поливают ветви ясеня водой из источника, «люди называют медвяной, и ею кормятся пчелы». Поедая листья, смоченные медвяной влагой, коза Хёдрун питает неиссякаемым молоком эйнхериев. находящихся на небе. Таким образом, весь ясень пропитан живительным и священным медом. Вкусив глоток этого меда из источника Мимира, Один овладел тайной рун, пожертвовав глазом, чтобы прикоснуться к этому источнику просветления.

«В Корнуолле Одина именовали Одином странников или троллем Толкарна, которого можно было вызвать, если взять в руки листья дуба, ясеня или терновника и произнести условную фразу, которая могла быть передана только женщиной мужчине или мужчиной женщине в соответствии с чередованием полов в «круге ведьм». Для того, чтобы войти в царство мертвых и познать его женские тайны, в частности, магию рун, Один принес себя в жертву богине и провисел на мировом ясене девять ночей. В алфавите друидов ясень обозначал букву  «N» (nion), что означало «знание». Дерево считалось также Матерью мира – источником нерожденных душ, подобно древу жизни практически всех азиатских мифов».

По мнению К. Юнга Иггдрасиль был воплощением образа матери: «В момент светопреставления  мировой ясень становится охраняющей матерью, одновременно деревом смерти и деревом жизни».  Известно, что ясень назывался «конем» Игга-Одина, вместе с тем в северной мифологии существовали представления о конях-призраках, уносящих всадников в бешеном галопе. Конь в мифах выступал хтоническим животным, доставлявшим на своей спине наездника в загробный мир. В древних захоронениях часто находили скелеты коней, захороненных вместе со своими владельцами. По этому поводу К.Юнг пишет: «две работы – Фрейда и моя… выяснили, с одной стороны, страшное значение лошадей, с другой стороны сексуальное значение верховой езды… мировая матерь-ясень по-немецки называется "страшным конем". ...Вотан  висел на мировом ясени, на своей матери, на своем "страшном коне"…».

Использованные материалы:

  1. «Младшая Эдда»;
  2. «Старшая Эдда»;
  3. Барбара Уокер, Символы, сакралии, таинства;
  4. Карл Юнг. Либидо, его метаморфозы и символы.