Красный цвет соотносится не только с цветом крови, но и с огнем, и «в первую очередь ольха – огненное дерево, которое имеет власть защитить землю от воды, и ольховая ветка, благодаря которой Бран был узнан в CâdGoddeu, - это знак воскрешения, ибо почки на ней расположены в виде спирали». В ирландской «Песне лесных деревьев» ольха описана как «самая воинственная колдунья из всех, как дерево – самое горячее в битве. Жечь ольху, так же как иву, тополь и орех, считалось нечестивым, хотя древесный уголь из ольхи высоко ценился кузнецами и оружейниками. Однако рубка ольхи не поощрялась, а в сельских районах Ирландии «за рубку священной ольхи» можно было «поплатиться сожженным домом».
Еще одна из причин почитания ольхи – это ее связь с загробным миром. Греческое название ольхи – dēthra соотносится с deio, означающим «я закрываю, я ограничиваю». По мнению Р. Грейвса объяснение кроется в том, что «ольховые рощи словно прятали героя на острове оракула, ибо росли по всему берегу». Так, Гомер в «Одиссее» пишет, что ольхой зарос остров смерти колдуньи-богини Кирки. Там же ольха называется первой из трех деревьев воскрешения (два других тополь и кипарис), которые растут в роще на блаженном острове Огигия вокруг пещеры Калипсо, дочери Атланта. В "Энеиде" Вергилий говорит о том, что сестры солнечного героя Фаэтона превратились в ольховую рощу на берегах реки По, оплакивая своего брата. Бран также связан с западом – стороной смерти и с Западным океаном, что явствует из названия одного из самых западных холмов в Британии – Caer Bran.
Имя Брана (Феарн) соотносится с именем греческого царя Форонея, правителя Пелопоннеса, основавшего Аргос, первоначально носивший его имя. Фороней считался сыном речного бога Инаха, потому, что ольха растет по берегам рек. Его матерью была нимфа-ясень Мелия (ясень предшествовал ольхе в календаре деревьев), а женой нимфа Кердо, имя которой означает "польза" или "ремесло" и является одним «из эпитетов Деметры принимавшей образ ласки или лисы, которые считались животными-оракулами». Павсаний сообщает, что, по мнению аргивян, дар изобретения огня принадлежит Форонею, а не Прометею. Постоянный огонь, поддерживаемый в храме Аполлона Ликейского перед изображением Битона, несущего на себе быка, аргивяне называли «огнем Форонея». Р. Грейвс объясняет первенство Форонея в освоении огня тем, что «древние кузнецы и гончары отдавали предпочтение углю из ольхи, поскольку от дает больше жару, чем любой другой». Вспомним, что имя супруги царя означало «ремесло».
Возможно, «Фороней» «был эпитетом Крона, с которым отождествлялись ворона и ольха. Само имя Крона – Cronos может означать «ворон», как и латинское слово cornix или греческое coron. Ворона считалась вещей птицей, в которую вселялась душа жреца-царя после принесения его в жертву». Ворон был священной птицей и бриттского Брана. После смерти Форонея власть над Пелопоннесом была разделена между его сыновьями - Пеласгом, Иасом и Агенором, что схоже с разделом власти между сыновьями Крона – Зевсом, Прометеем и Гадесом. «Фороней, таким образом, - заключает Р. Грейвс, - является Fearineus, богом весны, которому ежегодные жертвы приносились на горе Крона в Олимпии во время весеннего равноденствия».
Использованные материалы:
- Р. Грейвс, Белая Богиня:
- Гомер, Одиссея, V;
- Вергилий, «Энеида»;
- Р. Грейвс, Мифы Древней Греции.