Вероятно, связь с подземными водами сделала этот кустарник, или небольшое деревце, предметом почитания уже в глубокой древности. В Шумере повсеместно тамариск считался священным деревом, а в заклинаниях из Шуруппака он выступает как мировое дерево, крона которого уподоблена богу солнца Уту, ствол - богу Ану, а корни подземному божеству Энки-Нинки. «Основной функцией тамариска являлась роль экзорциста в процессе выведения нечистоты и болезней из тела реципиента".
В другом заговоре очистительная роль тамариска уподобляет его мыльному корню, втираемому в тело. В третьей части этого заговора «тамариск заклинается жизнью всех трех сфер мира, к которым он причастен: сферой Ана (неподвижные звезды), Энлиля (обитаемый мир) и Уту-Солнца (власть над живыми и мертвыми). В последней части заклинания зло удаляется от человека. Весь заговор скрепляется именем владычицы магических формул Нингиримы».
В одном из текстов, Ассалухи спрашивает своего отца Энки как ему изгнать самого злого и беспощадного демона Удуга. Энки отвечает: "Водой наполни кувшин, / Брось в него тамариск и…. веточку к нему, / Окропи этой водой человека,/ Приставь около него сосуд с фимиамом и факел! / И тогда "демон судьбы", пребывающий в теле человека, удалится".
В Вавилоне ритуальный тамарисковый нож использовался в обрядах изгнания болезни. Для совершения обряда в жертву богине загробного мира Эрешкигаль закалывали козу, а «по горлу человека проводили тамарисковым ножом. Животное хоронили как человека, произнося при этом заклинания, обращенные к семейным духам-покровителям".
В Древнем Египте для обрядовой пахоты поля плуг изготовлялся из тамариска.
Судьба одного из легендарных героев персидского эпоса «Шахнаме», Исфандияра, с рождения была связана с тамарисковым деревом, а единственным уязвимым местом «бронзовотелого» героя был глаз. Известна эта тайна была вещей птице Симург, покровительнице судьбы другого героя – Рустама. Когда «мощнотелый» Рустам был вынужден вступить в поединок с Исфандияром, птица Симург открыла ему способ, которым можно было убить противника, и Рустам поразил Исфандияра в глаз отравленной стрелой из тамариска.
В зороастризме барсман (барсом) – ритуальный пучок прутьев, состоявший из ветвей тамариска, жрец должен был держать в левой руке во время молитвы. В древности барсом представлял собой пучок травы, который позднее превратился в связку прутьев. В современном зороастризме ветви заменяет проволока.
В разных регионах России тамариск известен под названием Божьего дерева.
Использованные материалы:
- В.И. Артамонов. Зеленые оракулы;
- В.Е. Емельянов. Древний Шумер. Очерки культуры;
- Мариан Белицкий. Забытый мир шумеров;
- Е.В. Антонова. Очерки культуры древних земледельцев Передней и Средней Азии;
- Фирдоуси, «Шахнаме».
- Энциклопедия мистических терминов.