В кельтской традиции боярышник считался деревом божества зимы и тьмы. В некоторых вариантах  боярышник являлся отцом Олвена, который из-за тяжелых больших ресниц, покрывавших его плечи, был не в состоянии видеть, пока ему не поднимали ресницы вилами. Кельты признавали  боярышник деревом принудительного  целомудрия. Он связывался с маем как месяцем ритуального воздержания от полового общения, позже ставшим месяцем оргиастических обрядовых празднеств вокруг «майского» дерева.

В алфавите друидов боярышник был олицетворением буквы H (uath) и считался символом плодородия. Боярышник и Богиня – несущая смерть старуха – символически связаны в легенде о Кухулине: Богиня в облике пожирающей падаль вороны произнесла смертельное проклятье герою и улетела в заросли боярышника на равнине Муир-темне. Так описанное в легенде место обрело название «боярышник вороны».

 

 

Боярышник почитался священным деревом как в языческой, так и в христианской традиции. Говорят, что из него был сделан Терновый венец Христа.

В Англии популярно предание о гластонберийском Святом терновнике, который вырос из посоха  св. Иосифа Аримафейского. Вонзенный святым на горе Уэриолл посох, пустил корни, принялся и стал цвести каждый год в канун Рождества. «Дочерние деревья, включая то, что находится во владении Гластонберийского аббатства, продолжали цвести на Рождество, как и их предок, и продолжают и теперь, хотя их цветение ныне приходится скорее на Рождество по старому стилю (5 января), чем на современные декабрьские торжества. Эти колючие растения всегда почитались как священные, и в былые времена люди приходили за много миль, чтобы посмотреть как они цветут.

Боярышник в Оркопе, графство Херефордшир, поныне посещают в надежде увидеть, как в положенный час 5 января раскроются его бутоны. И они часто раскрываются, потому что это зимнецветущий сорт, который цветет дважды в году – один раз в начале января, около Богоявления, и второй раз весной».

Король Ричард III избрал боярышник своей эмблемой после того, как обнаружил свою корону на кусте боярышника после битвы у Босворта в 1485 году.

Использованные материалы:

  1. Кристина Хоул. Энциклопедия примет и суеверий;
  2. Сандра Форти. Символы. Энциклопедия