В ряде традиций отражается связь грибов с космическим мотивом, с происхождением частей космоса от грибов. Части гриба маркируют три мира, с ними связывается происхождение мира, происхождение не только животных и людей, но и небесных тел.

В китайской традиции широко распространены изображения громовых грибов около мирового дерева, или изображения гриба, выступающего дублером мирового дерева. Так, на ноинулинской ткани из монгольского могильника (I в. до н. э. – I в. н. э.), хранящейся в Эрмитаже,  гриб с обоих сторон окружен изображениями мирового дерева, сверху гриба изображены две птицы, и эта композиция повторяется несколько раз как орнамент.

Информационно емким является рисунок на коре, сделанный австралийскими аборигенами земли Арнхейм. На рисунке изображено «грибообразное растение, змеевидные корни которого уходят в землю, а верхние части – в небо. Эти верхние ветвления покрыты стрелочками, интерпретируемые иногда как листья, но, видимо, допускающими и иное осмысление – как стрелы». Гриб-мировое дерево, гриб-прародитель или прародительница – мотив широко распространенный у разных народов.

 

По мифу  саваров (сора, саора, соура, сабара) Индии, проживающих в штате Орисса,  после сотворения мира вырос белый гриб Akangpang. Из него родилась Gadejangboi;«ее длинные волосы попали ей в рот, она их обрезала, из них возникли деревья и травы; ее вши превратились во все виды животных и птиц, она дала им имена».

Пангве - группа народов банту в Камеруне, Габоне и Экваториальной Гвинее, считают, что Nsambe создал лишь живые существа. Земля же возникла из нижней половины древесного гриба, а небо – из верхней половины подобно тому, как они возникают из яйца.  Отсюда же возник весь видимый мир: солнце, звезды, деревья, горы, реки и  праматерь, которая, как и древесный гриб, называется Alonkok.

По мифологическим представлениям  черных тай, проживающих во Вьетнаме, первоначально  вселенная имела форму гриба: шляпка гриба была небом, прикрывающим расположенную под ним землю. Небо-шляпка нависало так низко, что когда толкли рис, небо мешало песту, когда пряли, оно мешало веретену. Одна вдова ножом перерезала связь, которая удерживала небо и оно поднялось вверх.

В меланезийском космогоническом мифе происхождение Солнца и Месяца связывается с грибами. Миф повествует о том, что в море плавали мужчина и женщина, которые решили  создать сушу. Для осуществления своего плана они  хватают плывущий ствол дерева, и он превращается в землю. Затем они создают на земле растительность и два гриба. Гриб, брошенный мужчиной, стал Месяцем, а брошенный женщиной – Солнцем.

 

Использованные материалы:

  1. Ю. Березкин. Тематическая классификация и  распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам. Аналитический каталог;
  2. Мифы народов мира, т. II