Пейотль применяли не только жрецы, чтобы вызвать различные видения, а потом передать увиденное народу как священное пророчество. Он широко использовался в народной медицине. В виде кашицы его применяли как наружное болеутоляющее и протвовоспалительное средство - наносили на раны, места ожогов и укусов змей, лечили им ревматические боли. При приеме внутрь пейотль стимулировал сердце и кровообращение, придавал силу и выносливость, снижал температуру тела и успокаивал кашель.
Отношение уичолей к пейотлю в корне отличается от негативного отношения западной культуры к этому растению, как к наркотику. Антрополог Питер Фурст в своей книге «Галлюциногены и культура» приводит забавный случай, иллюстрирующий точку зрения индейцев: когда один из корреспондентов в присутствии шамана уичолей назвал пейотл наркотиком, шаман кратко ответил, что «аспирина – наркотик, пейотль – священное растение».
Не удивительно, что все попытки искоренить использование пейотля в ритуальных и лечебных целях, окончились тем, что церковь была вынуждена адаптировать этот культ, и в 1911 г. в Оклахоме была создана так называемая «Церковь коренных американцев», церковь Пейотля, насчитывающая в настоящее время около 250 000 членов. Пейотль используется для получения духовного знания. Пейотист принимает таинство-пейотль так же, как христианин принимает таинство причастия хлебом и вином. Один команч однажды сказал: «Белый человек говорит об Иисусе. Мы говорим с Иисусом».
Еще один кактус Trichocereus pachanoi, содержащий мескалин, так называемый «Кактус Сан-Педро», является одним из самых древних магических растений Южной Америки. В Перу его называют просто «Сан-Педро», в Боливии – ачума. Ритуальное использование этого кактуса насчитывает по меньшей мере три тысячи лет. Этот кактус выращивают «в окрестностях Хуанкабамбы, почти на границе между Перу и Эквадором, и многие шаманы совершают туда паломничества, чтобы добыть священного снадобья».
Индейцы тараумара, обитающие на севере Мексики использовали в качестве заменителя пейотля кактус маммилярию (Mammillaria craigii). Шаманы племени раньше употребляли его с целью получить «четкое видение», а также для разоблачения ведьм и колдунов. Участники тайных церемоний употребляли мякоть кактуса, чтобы совершить путешествие в царство ярких цветов.
Использованные материалы:
- Невилл Друри. Шаманизм.