Восприятием Виракуты как страны, находящейся в потустороннем мире, объясняется правило называть в походе вещи не своими именами, например, голову - горшком, нос - мужским членом, волосы - волокнами или корнями кактуса. Ведь в ином мире все наоборот, все перевернуто. «Вот мы все собрались в центре города, под луной, и нам совсем не удалось набрать пейота, наши корзины наполнены одними цветами», — говорят паломники, стоя посреди пустыни под палящим солнцем с корзинами, полными пейота».
Одновременно происходят и пространственные изменения: смена правого и левого, костер разводится против часовой стрелки, а не по часовой стрелке, как в обычных ритуалах. Помощник шамана садится слева от него, а не справа, как обычно. Меняются и эмоции. «Характерны слова шамана, поясняющие это тотальное переименование в Виракуте и прямо связывающие его именно с сакральностью этого места: «собирая пейот, мы меняем имена вещей, потому что когда мы вступаем в Вирикуту, все настолько священно, что все наоборот»; «все там так, как нам знакомо, но наоборот»; «сейчас мы изменим все, все значения, (...) так, как это было в Древнее Время ...».
Считается, что кактус приобретает особые сакральные свойства в том случае, если он собран в Виракуте с соблюдением всех правил. Поход длится 43 дня и в течение всего времени, которое проходит до возвращения паломников и начала праздника кактуса, мужчины и женщины могут мыться только в особых случаях и то лишь той водой, которая была принесена из той страны, где растет священное растение. Оставшиеся в селении и ушедшие подолгу голодают, не употребляют в пищу соль и строгим образом воздерживаются от половых сношений.
Кроме того все женщины племени должны пройти своеобразный обряд очищения от накопленных грехов. «Поэтому через четыре дня после начала экспедиции женщины собираются вместе и исповедуются Деду Огню в том, скольких мужчин они любили, начиная с детских лет. Они не имеют права ничего упускать, иначе мужчины не найдут ни одного кактуса. Для того чтобы ничего не запамятовать, каждая женщина завязывает на веревке столько узелков, сколько у нее было любовников. С этой веревкой она приходит в храм, и, стоя перед огнем, громким голосом поименно перечисляет отмеченных узелками мужчин».
По окончании «исповеди», женщина бросает веревку с узелками в огонь и после этого ей отпускаются все грехи. Если женщины отдают отчет в своих грехах Огню, то искатели кактуса, завязав на каждый прошлый грешок по узелку на веревке и, «исповедавшись "на все четыре стороны", отдают эти своеобразные четки с перечнем грехов руководителю».
Использованные материалы:
- Фрэзер Золотая Ветвь;
- Барбара Майерхофф. Обряды мексиканского племени гуичолов.