Цветы были атрибутом многих божеств, в частности древнеримская богиня Флора неизменно изображалась с корзинкой, полной весенних цветов. Наверное были среди них и нежные ирисы, родовое название которых произошло от греческого слова «iris» — радуга. В честь богини радуги Ириды и был назван ирис. Греческой Афродите были посвящены кроме голубя, жемчужины, морского анемона и раковины также и цветы. В Сикионе находился священный участок богини со святилищем, посвященном  ей. Статуя в святилище изображала богиню с маком в одной руке и яблоком в другой. При описании достопримечательностей Элиды Павсаний упоминает святилище Харит: "одна из них держит розу, средняя – игральные кости, а третья – небольшую веточку мирта. Причину, по которой у них в руках указанные вещи, можно было бы объяснить так: роза и мирт посвящены Афродите и всегда функционируют в сказаниях об Адонисе...".

 

Западносемитская богиня Кудшу (Кадеш), считающаяся богиней любви и плодородия, представлялась обнаженной женщиной, стоящей на льве, иногда в хаторическом парике и ожерелье, с цветами или змеями в руках. В период Нового царства она почиталась также и в Египте как владычица неба и госпожа всех богов, отождествляясь с Хатор. Ей молились об исцелении.

В некоторых мифах с цветком связывалось происхождение женского мифологического персонажа. Так, древнеиндийский мудрец Нарада, положил себе на бедро сорванный цветок, и  на свет появилась Урваши, небесная нимфа необыкновенной красоты. А валлийские боги Гвидион и Мас создали Блодуведд («лицо-цветок»), Девятиликую богиню Западных Райских Островов, из ракитника, луговой травы и цветов дуба. По мифологическим представлениям южноамериканских муисков все женщины были вырезаны из тростника, а мужчины из дерева.

В мифологических представлениях руингов и линга о. Флорес в Восточной Индонезии происхождение людей связано с прародительницей и культурным героем Тэзэ,  создавшей саму себя посреди скалы в океане. Однажды, когда она  спала под цветущим деревом,  упавший с него  цветок  оплодотворил Тэзэ. От этого союза родился сын Лена, за которого прародительница  выходит замуж. Их потомки становятся прародителями руингов. Происхождение сельскохозяйственных культур объясняется тем, что Лена убил двух своих детей, и, разрезав их на части, разбросал их кровь, плоть и кости по полю.

Вемале, жители о. Серам в Восточной Индонезии, считают, что первых людей сотворил из цветка банана солнечный бог Тувале. Их повелительницей стала Мулуа Сатене. Мотив рождения из цветка присутствует и в мифе вемале о кокосовой пальме. Первый кокосовый орех обнаружил висящим на клыке убитой им дикой свиньи  охотник Амета ("черный"). Когда из посаженного ореха  выросла и зацвела пальма, Амета полез на нее за цветами, порезался, и капля его крови попала на завязь цветка. Через девять дней из  цветка  родилась Хаинувеле ("стебелек кокосового ореха").  Девочка была одарена даром создания всевозможных вещей для людей, однако во время праздника, хоровод участников, исполнявших танец в форме спирали, все более сужал круги вокруг девочки,  в конце концов она была затоптана танцорами. Совершив суд над людьми, убившими Хаинувеле, Мулуа Сатене ушла от них, и стала  повелительницей мертвых, богиней смерти,  обитающей на горе Салахуа на юго-западе Серама. Каждый раз, когда душа умершего добиралась до Мулуа Сатене, она рождала новое дитя. 

В малазийской генеалогической легенде принц рождается из огромного бутона пальмы, росшей около дворца чамского царя. Принца выкармливает своим молоком пятицветная корова. Старинная чамская традиция возводила правителей к родословному древу – арековой пальме, а легенда о кормилице-корове обосновывала тотемистическую табуацию, потому что в Чаме не употребляли в пищу мяса коров. 

 

Использованные материалы:

  1. Мифы народов мира, т. I,II;
  2. Павсаний. Описание Эллады, кн. II,10; VI, 24;
  3. РевуненковаЕ.В. Мифологические источники средневекового малайского памятника "Седжарах Мелаю" ("Малайская история") // Религия и мифология народов Восточной и Южной Азии.