В Римском культе умерших всегда присутствовали цветы. Однако с цветами был связан и культ плодородия, просматриваемый в празднике в честь италийской богини цветов и юности Флоры – флоралиях.  Ее культ являлся одним из древнейших сельскохозяйственных культов Италии, особенно у племен осков и  сабинян. Римляне отождествляли Флору с греческой Хлоридой. Праздник длился 3 дня, с конца апреля  по начало мая, в течение которых происходили веселые игры, принимавшие иногда разнузданный характер. Люди украшали себя и животных цветами, женщины надевали яркие платья.

Флора была богиней-защитницей цветения и цветов и изображалась с рогом изобилия, из которого она рассыпает цветы по всей земле. В этом весеннем торжестве, посвященном богине,  «огромную роль играли гетеры, да и сама Флора именовалась Meretrix (продажной девчонкой, распутницей). Заметное смягчение нравов в период празднества должно было произвести аналогичное воздействие на природу, чтобы призвать ее к плодовитости. В конце III века до н. э. выступления мимов, зачастую весьма непристойные, были отличительной чертой флоралий. Впоследствии эти аграрные ритуалы переродились в чисто народные гулянья.  

 

Согласно поэме Овидия "Метаморфозы" Флора в период Золотого века была нимфой по имени Хлорида (Chloris – зеленящая), но западный ветер Зефир похитил ее и сделал своей супругой. Его свадебным подарком была вечная весна, вследствие чего она стала богиней молодости (юности) природы, начинающей год. Сама она также сделала подарок богине Юноне в виде волшебного цветка, с помощью которого Юнона стала матерью бога Марса без вмешательства Юпитера.

В праздник Карнарий, посвященный богине подземного мира Карне, могилы украшались цветами. Янус, став ее возлюбленным, даровал ей власть над  дверными петлями и колючую ветвь. Однако  она считалась  не только богиней дверных петель,  но и хранительницей внутренних органов человека. В  жертву Карне приносилась бобовая каша.

17 марта в Риме справляли либералии, праздник, посвященный Либеру – древнему богу плодородия и оплодотворяющей силы, затем виноградарства, отождествлявшемуся с Вакхом-Дионисом.  Горожане собирались на перекрестках, наряжались в маски из коры и листьев, раскачивали сделанный из цветов фаллос, совершали всякие «веселые непристойности» и пели шуточные песни. В римских провинциях он отождествлялся с туземными богами плодородия и виноградарства.

Праздник розы – розарии или "розалия" засвидетельствован в древнеримском культе мертвых с 1 в.  и отмечался, в зависимости от той или иной местности, между 11 мая и 15 июля. Этот обычай до сих пор соблюдается в Италии в троицино воскресенье (Розовое воскресенье). Участники празднеств в честь бога веселья и вина Диониса увенчивались розами, так как существовало поверье, что действие розы охлаждает жар вина и мешает пьяным выбалтывать свои тайны. Вследствие этого роза стала также символом скрытности. "Sub rosa", т. е. под печатью молчания, буквально означает "под розой". В розарии на могилы приносились розы и фиалки.

 Цветок Флоры, способствовавший зачатию, возможно, имеет своим прототипом "антахшум", растение  родственное Asa foetida, которое  использовалось в весеннем празднике, сохранившемся в Анатолии от хеттской эпохи. Праздник назывался по названию растения Антахшум. Весеннее растение наделялось, вероятно, фертильными свойствами: оно применялось беременными и роженицами. Во время праздника его приносили в дом царицы, а когда "наступало время"  этого растения, подносили богам.

В христианской символике цветы означают непостоянство любой земной красоты, которая может быть долговечна лишь в небесных садах. С этим связан старый обычай копать могилы в садах или сажать на них цветы.

 

Использованные материалы:

  1. Мифологический словарь;
  2. Агнес Карр Вогэн. Этруски;
  3. Ганс Бидерманн. Энциклопедия символов;
  4. Мифы народов мира, т. I, II;
  5. Ардзинба В.Г. Ритуалы и мифы древней Анатолии.