В Древней Греции самыми известными праздниками цветов были Гиакинфии в Спарте и Антестерии в Афинах. Весенний праздник в Спарте был посвящен юному спартанскому царевичу Гиакинфу, из капель крови которого выросли душистые гиацинты (см. Гиацинт). Центром культа Гиакинфа были Амиклы, где ежегодно в течение трех дней проходили празднества, посвященные ему и Аполлону. В это время были запрещены военные действия.
В Афинах в месяце антестерионе (конец февраля – начало марта) проводился праздник в честь Диониса, носивший название Антестерии (греч. Anthesteria) – «праздник цветов». Первоначально этот праздник, проводившийся 4 марта, был посвящен Флоре и Гекате. На Антестериях, празднике пробуждения весны и памяти умерших, почитался также и Гермес. С введением культа Диониса этот праздник стал праздником торжества бога вина и веселья, сохранив поминальные черты.
Весной природа пробуждалась от зимнего сна, а приготовленное осенью вино становилось пригодным к употреблению. Праздник длился в течение трех дней. Первый день назывался «откупориванием бочек»; в этот день определяли качество вина, привезенного из сел. Из Ленейского храма приносили статую Диониса в Керамик. Хозяева приносили жертву Дионису, они и домашняя челядь участвовали в возлияних, которые на следующий день принимали характер состязания: победитель удостаивался награды.
На следующий день статую бога возвращали в храм. В торжественной процессии шли в масках участники, ряженые горами, нимфами, вакханками. Царило веселье, со всех сторон сыпались шутки. Смешанное жрицей вино доставлялось в святилище Диониса в Болотах и благословлялось перед богом. Каждому участнику вино наливалось в особый кувшинчик, и поэтому этот день назывался также «Праздником кувшинов» (Хоэс). Свою порцию вина получали даже маленькие дети, которым в этот день было принято дарить подарки, особенно маленькие раскрашенные кувшинчики. В храме «прибывшего» Диониса обручали с супругой второго архонта, а она приводила к присяге четырнадцать женщин. Отныне они должны были соблюдать целомудрие и служить богу. Это были невесты Диониса.
Считалось, что уже к исходу второго дня появлялись и выходцы с того света - керы, бродящие среди людей. Их боялись и старались отгородиться от них, вымазывая двери дегтем на эти «нечистые дни» или прибегая к помощи придорожника. Вечером участники празднества несли свои обвитые венками кубки в ленейский храм, вручали венки жрице и совершали либацию - «жертвенное возлияние вином» душам и подземному Дионису.
Третий день праздника был уже всецело посвящен поминкам по усопшим. Все закрывались в домах, выставив возле своих порогов глиняные горшки с едой – снедью из вареных злаков или овощей, которую должны были отведать души усопших. Закрытые храмы обвязывали толстыми веревками, чтобы туда не проникли мертвые. Заканчивался праздник изгнанием душ умерших, которые не должны были оставаться среди живых.
Адонис был финикийским божеством природы, олицетворением умирающей и воскресающей растительности. Его культ в V в. до н. э. был перенес в Грецию, а позднее проник в Рим. В Финикии и Сирии празднества в честь Адониса под названием адонии происходили в середине лета и представляли собой мистерии с оплакиванием умершего бога и радостные торжества в память воскрешения и возвращения его на землю. В Греции собственно адонии не праздновались, но ранней весной и осенью были заведено сажать "садики Адониса» - быстро увядавшие цветки в горшках. Женщины, участвовавшие в этих праздниках, приносили в дар Адонису свои волосы.
Использованные материалы:
- Мифологический словарь;
- А.Н. Веселовский. Историческая поэтика;
- Мартин Нильсон. Греческая народная религия.