Вместе с четками - "венок из роз" (англ. "rosary"), заимствованными из традиции Ближнего Востока для обращения к девственной Богине в ее христианской версии,  роза вошла в атрибутику поклонения деве Марии. Церковная традиция считала само происхождение девы Марии связанным с розой: мать Марии, Анна, зачала ее, вдохнув аромат розы. В христианской традиции роза служит символом девственницы Богородицы. Старинная христианская легенда говорит, что Терновый венец был сделан из стеблей розы, и когда кровь со лба Спасителя пала на землю, у подножия распятия выросли красные розы.

По широко распространенному преданию, все розы первоначально были белыми, потом некоторые из них были запятнаны кровью. Чьей кровью – это зависит от страны, где эта традиция бытует. В древней Греции это была кровь Адониса, раненного диким кабаном, или Афродиты, чьи ноги были оцарапаны шипами, когда она бежала к умирающему возлюбленному. Для мусульман это кровь Магомета. Альберт Великий писал о "розе, покрасневшей от крови Христа, пролившейся при его мучениях", что напоминает о сирийском анемоне, окрасившимся кровью Адониса.

 

У алхимиков красно-белая роза считалась символом "vas spirituale", "священного чрева", которое порождает "filius philosophorum" (букв. "сына философов" или философский камень). Это был древний женский символ дочери-девственницы (белая роза) внутри своей матери (красная роза), прежде ассоциировавшихся с образами Коры (Деметры) и Марии(Евы). Различные виды роз также стали мистическими символами в алхимии. Синяя роза означала невозможностью Золотая - достижение абсолюта или совершенства. Семилепестковая роза символизировала семь дней недели, семь планет и семь степеней посвящения.

Восьмилепестковая - подобно восьмилепестковому лотосу богини Кали означала возрождение. Индийская янтра – вписанное в квадрат изображение восьмилепесткового лотоса - служит символом женских гениталий. В ритуале поклонения богине-матери Дурге на квадратную глиняную дощечку с изображением янтры ставился сосуд с водой, горлышко которого закрывалось листьями и плодами, окрашенными киноварью. На боковой стенке сосуда делалось примитивное изображение человечка. Сосуд с изображением человечка  был символом зачавшего лона богини, а киноварь, окрасившая плоды и листья,  - символом крови, как необходимого условия плодоносящей силы.  В Индии боги спускаются с небес, чтобы расположиться на янтрах.

Почитанием и любовью окружена роза в Средней Азии. По словам Бируни,  у хорезмийских христиан и у населения Хоросана существовал праздник роз.  Интересный обычай трех поминок существует у узбеков сартов [сарты - исконно оседлое население Средней Азии, вошедшее в состав современных узбеков] Ферганы. Помимо общепринятых поминок после похорон, на седьмой и сороковой день, сарты устраивали еще три поминальных дня, связанных с наступлением того или иного сезона года: весной, когда зацветают розы, осенью, в период поспевания дынь, и в начале зимы, в день первого снега. Весенние и осенние поминки устраивали только в том случае, если человек умер до цветения роз в данном году или до поспевания дынь. Делались эти поминки сыновьями или дочерьми по своим родителям. Поминки периода цветения граната, джиды и роз называлась гул килиш, ('делать цветы розы'), что означало 'устраивать [поминки] с цветами, розами'. На эти поминки, проводившиеся в среду или четверг, приглашали имама с несколькими стариками из своего квартала. До начала угощения перед имамом клали букет, составленный или только из роз (белых и красных), или с добавлением веток цветущего гранатового дерева и лоха, а также других душистых цветов.  Имам прочитывал над букетом суру ясин (36-ю суру корана, которую читают над умирающим и по умершему) и освящал его своим дыханием (дул на него). После этого букет заворачивали в "саван"   - кусок белой  материи, и кто-либо из самых  близких к умершему (обычно любимый сын, дочь, старшая или младшая сестра) относил его на кладбище и, сделав ямку сбоку могилы, закапывал.

Почти повсеместно роза считалась символом любви и ее раньше широко применяли в любовных гаданиях и заклинаниях.  В английской традиции, когда девушка желала знать, за кого она выйдет замуж, она срывала розовый бутон в Иванову ночь, заворачивала в белую бумагу и прятала до Рождества. Если он сохранял свежесть до Рождества, она забирала его с собой в церковь. Тот, кто подходил к ней и брал у нее цветок,  был ее суженым.  Существовал сложный ритуал приворожения загулявшего возлюбленного. Для этого надо было в Иванову ночь собрать три розы, одну из которых на рассвете надо было закопать под тисом, другую в свежевырытой могиле, а третью положить девушке под подушку. Если она оставит ее там на три дня, а потом сожжет, она станет посещать своего возлюбленного во сне, и он не будет знать покоя, пока не вернется к ней.

 

Использованные материалы:

  1. Сакралии, символы, таинства. Барбара Уокер;
  2. Энциклопедия примет и суеверий. Кристина Хоул;
  3. Бируни А. Избранные произведения, т. I;
  4. Л. Жуковская. Формы проявления культа природы в пантеоне и ритуалах ламаизма//Религия и мифология народов Восточной и Южной Азии;
  5. Б.Х. Карамышева. Архаическая символика в погребально-поминальной обрядности узбеков Ферганы//Древние обряды, верования и культы народов Средней Азии.