По широко распространенному преданию, все розы первоначально были белыми, потом некоторые из них были запятнаны кровью. Чьей кровью – это зависит от страны, где эта традиция бытует. В древней Греции это была кровь Адониса, раненного диким кабаном, или Афродиты, чьи ноги были оцарапаны шипами, когда она бежала к умирающему возлюбленному. Для мусульман это кровь Магомета. Альберт Великий писал о "розе, покрасневшей от крови Христа, пролившейся при его мучениях", что напоминает о сирийском анемоне, окрасившимся кровью Адониса.
У алхимиков красно-белая роза считалась символом "vas spirituale", "священного чрева", которое порождает "filius philosophorum" (букв. "сына философов" или философский камень). Это был древний женский символ дочери-девственницы (белая роза) внутри своей матери (красная роза), прежде ассоциировавшихся с образами Коры (Деметры) и Марии(Евы). Различные виды роз также стали мистическими символами в алхимии. Синяя роза означала невозможностью Золотая - достижение абсолюта или совершенства. Семилепестковая роза символизировала семь дней недели, семь планет и семь степеней посвящения.
Восьмилепестковая - подобно восьмилепестковому лотосу богини Кали означала возрождение. Индийская янтра – вписанное в квадрат изображение восьмилепесткового лотоса - служит символом женских гениталий. В ритуале поклонения богине-матери Дурге на квадратную глиняную дощечку с изображением янтры ставился сосуд с водой, горлышко которого закрывалось листьями и плодами, окрашенными киноварью. На боковой стенке сосуда делалось примитивное изображение человечка. Сосуд с изображением человечка был символом зачавшего лона богини, а киноварь, окрасившая плоды и листья, - символом крови, как необходимого условия плодоносящей силы. В Индии боги спускаются с небес, чтобы расположиться на янтрах.
Почти повсеместно роза считалась символом любви и ее раньше широко применяли в любовных гаданиях и заклинаниях. В английской традиции, когда девушка желала знать, за кого она выйдет замуж, она срывала розовый бутон в Иванову ночь, заворачивала в белую бумагу и прятала до Рождества. Если он сохранял свежесть до Рождества, она забирала его с собой в церковь. Тот, кто подходил к ней и брал у нее цветок, был ее суженым. Существовал сложный ритуал приворожения загулявшего возлюбленного. Для этого надо было в Иванову ночь собрать три розы, одну из которых на рассвете надо было закопать под тисом, другую в свежевырытой могиле, а третью положить девушке под подушку. Если она оставит ее там на три дня, а потом сожжет, она станет посещать своего возлюбленного во сне, и он не будет знать покоя, пока не вернется к ней.
Использованные материалы:
- Сакралии, символы, таинства. Барбара Уокер;
- Энциклопедия примет и суеверий. Кристина Хоул;
- Бируни А. Избранные произведения, т. I;
- Л. Жуковская. Формы проявления культа природы в пантеоне и ритуалах ламаизма//Религия и мифология народов Восточной и Южной Азии;
- Б.Х. Карамышева. Архаическая символика в погребально-поминальной обрядности узбеков Ферганы//Древние обряды, верования и культы народов Средней Азии.