Растения
Растения в мифологии
Растения в мифологии
Другие народные названия вербены: жилка Венеры, седьмая трава Венеры, кровь Меркурия, святая трава, трава Грации, голубиная трава, колдовское растение, ван-ван, железняк. Римляне считали ее священным растением богини любви Венеры, обладающим способностью возбуждать любовь. По этой причине в Германии венок из вербены часто дарили в день свадьбы невесте на счастье и для того, чтобы обеспечить ей обильное потомство.
В V в до н. э. культ Адониса распространился в материковой Греции. Греческий миф повествует о любви Афродиты к прекрасному юноше Адонису. Артемида, разгневанная тем, что Адонис отдает предпочтение Афродите, а не ей, насылает на него дикого кабана, который смертельно ранит юношу своими клыками. Горько оплакивая смерть Адониса, Афродита превращает его в цветок, окропив нектаром пролитую кровь. Юношу оплакивают хариты и мойры, из его крови расцветают розы, а из слез Афродиты – анемоны.
По легенде этот цветок вырос из крови убитого юноши Гиацинта, по имени которого и был назван. Гиацинт был спартанским царевичем и, согласно сказанию о первой гомоэротической мужской любви, был почитаем певцом Фамиридом, а также Аполлоном. Греческий миф рассказывает о любви Аполлона к прекрасному юноше, и о ревности Зефира, западного ветра. Во время метания дисков, Зефир отклонил диск, пущенный Аполлоном, в сторону Гиацинта, и юноша упал, сраженный насмерть.
Древние греки считали амарант цветком бессмертия и посвятили его Артемиде, древнегреческой богине охоты, и ее царственному жрецу и повелителю охоты Амаринту. Он был правителем одноименного города и возглавлял храм Артемиды Амаринты. В греко-римской культуре амарант широко использовался на изображениях богов и для украшения могил спасателей-героев, символизируя исцеление и загробную жизнь.
Этимология названия неясна, некоторые связывают этот цветок с древнегреческим городом Аконе, в окрестностях которого акониты росли в изобилии, другие производят его название от греч. Aconae — «скала, утёс» или Acontion — «стрелы». Токсичность растения вызвана содержанием в нем алкалоидов, которые, воздействуя на центральную нервную систему вызывают паралич дыхательного центра.
Тибетское колесо времени называется Калачакра. Для наглядного представления сущности мироздания, калачакра нередко изображается в виде красного цветка лотоса, растущего на вершине мировой горы Меру - центре Вселенной. В середине лотоса находится магический кристалл, олицетворяющий мужское начало во Вселенной.
Согласно одной из позднейших легенд, новорожденный царевич Шакьямуни (ставший затем Буддой) вырвался из рук слуг и пошел по земле сам. Всюду, где ступала его нога, вырастал громадный белый лотос. Согласно "Буддападе" лотос, одно из "восьми сокровищ", начертан на стопах Будды. Статуи Будды обычно покоятся на стилизованном изображении этого цветка — "лотосовом троне", а так называемая поза лотоса, padmasana - со скрещенными ногами и вывернутыми наружу пятками, считается наилучшей для покоя, сосредоточения и созерцания. Восседающий на лотосе Будда связан также и с лотосовой супругой по имени Праджня-парамита («совершенная мудрость»), несущей лотос.
Лотос считался в Азии основным символом космической йони, из которой возникла вся жизнь. В Китае эта идея передавалась образом алмазного тела, рожденного из Золотого цветка - основного символа женственности. Цветок лотоса соотносился с представлением о плодородии и производительной силе; синий цветок (ч'инг) связывался с понятием чистоты и целомудрия.
В индуистской мифологии первопричиной и началом творения признавался Вишну, член божественной верховной триады Брахма-Вишну-Шива. Мир возник из космических вод, в которых спящий Вишну покоился на кольцах мирового змея Шеши. Из пупа Вишну вырос тонкий стебель лотоса, в бутоне которого был скрыт Брахма. Распустившись, лотос являет миру сидящего в нем, словно на троне, бога, знаменующего своим появлением начало творения мира.
Большую роль в распространении лотоса в Юго-Восточной и Южной Азии сыграло разведение этого цветка как пищевого сырья. Корневища лотоса, богатые крахмалом, повсеместно употребляли в пищу. Их варили и жарили, подсушивали и перемалывали в муку, из которой готовили лепешки. Лотос орехоносный, в трудные времена спасавший людей от голода, и в настоящее время входит в рацион беднейших слоев населения. Бенгальцы уличая кого-нибудь в хвастовстве, прибегают к образу лотоса: «Говорят, что живут хорошо, а у самих от корней лотоса даже зубы почернели». Именно в пищевой ценности лотоса, кроется одна из причин многовекового поклонения этому розовому красавцу.