Телепинус, Телепину (хетт.), Талипину (хатт., «сын Тали», или «его сын») – главный персонаж цикла хаттских и хеттских мифов об исчезающем и возвращающемся боге. О том, что это божество является олицетворением растительности, говорит его происхождение: Телепину – сын бога грозы Тару и богини-матери. Дождь – семя бога грозы, увлажняющее землю, которая и порождает растительность

В хеттском мифе Телепину наделен функциями  покровителя растительности.  Когда разгневанный бог покидает страну, он уносит с собой богиню зерна и полей Каит: «Ячмень и эммер больше не росли, Скот, крупный и мелкий, и люди не зачинали потомства. И даже те, что уже зачали, не рожали. Горы оскудели, деревья высохли»... такой рисуется удручающая картина  животного и растительного мира в отсутствие божества.

 

На поиски Телепину  бог солнца посылает орла, но тот не находит бога. Тогда отправляется его отец – бог грозы, который разбивает рукоять своего молота о ворота города – резиденции Телепину, но не может их открыть.  Только богине-матери удается узнать, где скрывается Телепину:  пчела, посланная богиней, находит его спящим на поляне у священного города Лихцина. Однако бог, ужаленный пчелой, пробуждается еще более разгневанным и только Камрусепе удается  смягчить Телепину заклинаниеями, совершая соответствующий обряд, и бог возвращается, принося с собой плодородие.

В заключительной части ритуала «перед Телепинусом ставят вечнозеленое дерево eia, на котором висит овечья шкура; в ней бараний жир, в котором – Богиня Зерно, Богиня Полей и вино; в них же – бык и баран, в них же – долголетье, потомство, сыновья и дочери, в них же зрелость, мужество, могущество, в них же – вечный огонь и т. д. вплоть до роста, цветения и насыщения соками».

Следы влияния мифа о Телепину обнаруживаются в различных культурах. В частности, у закавказских сванов сохранились ритуальные формулы с именем Телепину. Возможно к Телепину возводится имя и история о Телефе, который в благодарность за излечение своей раны, указывает грекам морской путь в Трою. У греков с Телепинусом связана также одна из ипостасей Аполлона – Дельфиний.

В Гомеровском гимне Аполлон выступает в образе дельфина, поднявшегося перед мореходами из «моря туманного». Однако, это имя – Дельфиний - является  отражением имени хеттского бога плодородия Телепинуса: «...первоначально это было божество плодородия растительного и животного мира, заимствованное греками из хеттской среды где-то в микенскую эпоху. В дальнейшем на основе народно-этимологического осмысления имени Дельфиния, сопоставлявшегося с греческим словом delphis  - «дельфин»... функции этого божества частично сдвинулись в сферу морской стихии... Первоначальная хтоническая сущность Дельфиния на греческой почве видна из того обстоятельства, что места его культа известны не только в прибрежных, но и внутренних местностях (в Кноссе, Дреросе, Афинах, Спарте). В реликтовом состоянии эта функция прослеживается в историческое время в Дельфах, где Аполлон (здесь он первоначально был Дельфинием, что видно уже из названия города) почитался под эпиклесой Ситалк в качестве покровителя злаков». Павсаний описывает статую этого Аполлона Ситалка (Дарующий хлеб, Хранитель посевов), которую «посвятили амфмиктионы, когда  взыскали денежный штраф с фокейцев, вспахавших для себя землю, принадлежащую богу». (Павс., 10,15,2)

Хаттское имя бога – Tali-p-inu, «сын Тали, Дали» перекликается с именем греческой музы Талии, имя которой происходит от thallo, «цвету», «разрастаюсь». Она изображалась с маской в руках и венком плюща на голове. Из страха перед ревностью Геры, Талия скрывается под землей, рожая там демонических существ – паликов. Имя Талии и ее атрибут - плющ выдают в ней  богиню  растительности, бессмертную в чередовании периодов  исчезновения и возвращения. Талло ("цветение") было именем горы - афинской богини первой половины года. В древности в Афинах существовал тринадцатимесячный календарь, разделявший год по солнцестояниям на две половины. Олицетворением второй половины года была гора Карпо  ("зрелый плод").

Из литературных источников известен также образ маленького хеттского бога растительного мира, символом  которого был знак ступни. Киликийцы называли его Сантасом и "считали «богом ноги» и богом растительного мира".  Очевидно, ямки на камнях, заполненные дождевой водой, представлялись «следами» бога, а там, где была влага, расцветала растительность.

 Использованные материалы:

  1. Мифы народов мира, т. II;
  2. В.Н.Топоров. ХЕТТ. – ЛУВ. KAMRUŠEPA: мифологический образ//Древняя Анатолия:
  3. В.П. Яйленко. Архаическая Греция и Ближний Восток;
  4. М. Римшнейдер. От Олимпии до Ниневии во времена Гомера.